ПЦ «Мемориал» незаконно ликвидирован. Сайт прекратил обновляться 5 апреля 2022 года
Сторонники ПЦ создали новую организацию — Центр защиты прав человека «Мемориал». Перейти на сайт.

Дагестан: антиконституционная практика «профилактического учета» граждан продолжается

29.01.2016

19 января 2016 года в отделение ПЦ «Мемориал» в Республике Дагестан обратился Даудов Белан Шарипович, 1983 г.р., проживающий в г. Махачкале. Он рассказал, что без всяких к тому оснований был поставлен на профилактический учет и даже объявлен в розыск.

Ранее мы уже писали о массовой постановки людей на так называемый профилактический учет и внесения в базу «Ваххабит». Для того, чтобы быть поставленным на такой учет достаточно быть однократно задержанным в ходе рейда полиции по салафитским мечетям, или носить бороду, или стать объектом доноса.

Людей, о которых идет речь, правоохранительные органы не обвиняют в совершении правонарушений, в  отношении них не возбуждены уголовные дела. Они не являются условно осужденными или освобожденными из мест лишения свободы, в отношении которых государство законно осуществляет надзор.

Человек часто просто даже не знает причины постановки его на учет или внесения в базу «Ваххабит». Возможно, для постановки его на профучет были какие-то причины, а возможно это произошло по ошибке. Но с этого времени его права серьезно и незаконно ограничены. Узнать, можно ли что-либо предпринять для снятия с учета человек не может.

Как мы уже сообщали ранее, даже сами сотрудники правоохранительных органов жалуются на резко возросшую нагрузку в связи с массовой постановкой на профилактический учет жителей Дагестана, говорили, что у них нет ни времени, ни людей для выполнения всех предписанных инструкциями процедур по надзору за фигурантами подобных списков. В результате надзор выливается в набор бессмысленных и издевательских по отношению к гражданам действий.

 История, рассказанная, Беланом Даудовым, наглядно показывает, на каких зыбких основаниях зачастую основывается включение людей в списки состоящих на профилактическом учете. Эта ситуация ярко иллюстрирует бесправие человека, который по непонятным для него причинам попал под надзор правоохранительных органов.

Некоторое время Белан Даудов, в отношении которого не было возбуждено уголовное дело, который не скрывался от правоохранительных органов и открыто проживал в своем доме в Каспийске, находился в «Списке лиц находящихся в оперативном розыске». Видимо, это стало следствием ошибки, В ходе рассмотрения его жалобы в Комиссию по адаптации лиц, прекративших экстремистскую деятельность, выяснилось, что у правоохранительных органов к нему нет претензий.

Но позже Даудов узнал, что он по-прежнему стоит на профилактическом учете в полиции. Основанием для этого стала какая-то оперативная информация о том, что он якобы семь лет назад кому-то сказал  о необходимости участия в джихаде. Даудов отрицает, что он мог когда-либо такое сказать.  Где, когда и кому он это сказал, правоохранительные органы Даудову не сообщают, в результате у него нет возможности опровергнуть эту информацию, на основе которой ограничивают его права.

Сложившаяся в Дагестане практика дает возможность правоохранительным органам на основании доноса ограничивать права любого человека.

Правозащитный центр «Мемориал» намерен предпринять необходимые действия в рамках правовых процедур с тем, чтобы защитить права Белана Даудова и иных лиц, чьи права незаконно ограничены в рамках так называемого профилактического учета.

***

Белан Даудов считает, что у правоохранительных органов нет никаких оснований относить его к категории «экстремистов». Он не считает себя ни салафитом, ни суфистом – по его словам, он «просто мусульманин».

В 2007 году Белан Даудов жил в г. Каспийске и занимался установкой спутниковых антенн. Когда он шел по улице с двумя коллегами, к ним подошли три неизвестных ему человека в гражданской одежде. Не представившись и не предъявив никаких документов, они остановили Даудова и его коллег и начали спрашивать: «куда вы идете?», «что у вас в сумке?». Коллеги Даудова знали, что это сотрудники полиции Каспийского городского отдела, но Б. Даудов их не знал и на бесцеремонные вопросы незнакомых людей ответил в таком же стиле, отказавшись показывать содержимое сумки. Когда неизвестные заявили, что они полицейские, Даудов потребовал предъявить удостоверение, но те отказались, посадили всех троих в машину и отвезли в отдел полиции. В Каспийском ГОВД их развели по разным кабинетам и провели опрос. В частности, у Даудова спрашивали его личные данные, где он работает, к какому направлению или течению ислама принадлежит, в какую мечеть ходит. Затем его сфотографировали и отпустили.

Начиная с этого времени, примерно раз в полгода сотрудники полиции приходили к нему домой или задерживали на улице и отвозили в отдел, где опрашивали, фотографировали, брали отпечатки пальцев. Даудов соглашался ехать с ними, не зная, что имеет право отказаться.

В 2010 году Б. Даудову один из его знакомых, сотрудник прокуратуры, отправил по электронной почте «Список лиц находящихся в оперативном розыске» и среди тех 10-12 человек, кто в нем значился, Даудов увидел себя. Он поискал в интернете информацию об остальных указанных в этом списке лицах и выяснил, что кроме него и еще одного мужчины, все либо убиты, либо пропали без вести.

Опасаясь за свою жизнь, Даудов неоднократно обращался с жалобами в МВД по РД, УФСБ по РД, в администрацию президента Дагестана, администрацию президента РФ, прокуратуру РД, министерство юстиции РД и другие организации. На свои обращения он получал стереотипные ответы, в которых говорилось, что «факты, изложенные Вами, не подтвердились», «никаких нарушений не допущено».

В 2012 году с ним по собственной инициативе связались представители Комиссии по адаптации лиц, прекративших экстремистскую деятельность, и пригласили его на заседание комиссии в дом правительства РД. Белан Даудов пришел на заседание. На заседании присутствовал президент Дагестана Магомедсалам Магомедов и высокопоставленные сотрудники силовых структур. Сначала велась телесъемка, но его пригласили только после того, как телевидение уехало. Даудов передал имевшийся у него список лиц находящихся в оперативном розыске сотруднику комиссии по имени Шамиль. Затем этот список забрал руководитель комиссии Ризван Курбанов, а сотрудник прокуратуры сказал Даудову: «Ты не состоишь ни на каком учете и мне не понятно, зачем ты сюда пришел». Даудов высказал свои опасения, что ему могут подкинуть оружие, но тут возмутился глава МВД по РД Абдурашидов, сказав, что Даудов клевещет на сотрудников МВД – они такими вещами не занимаются. После этого примерно год его не беспокоили.

Однако через год, в октябре 2013 года у него дома в Каспийске силовики провели обыск. Сотрудники полиции предъявили Даудову постановление на обыск и пояснили, что в Махачкале было совершено нападение на полицейского, его ранили в шею, и обыск проводится в рамках расследования этого инцидента. Обыск прошел без нарушений - понятые присутствовали, сотрудников полиции Даудов пригласил, копию протокола обыска он получил. В ходе обыска ничего запрещенного найдено не было. По поводу этого обыска Даудов написал жалобу, после чего его вызывали в Следственное управление Следственного Комитета РФ по РД. Там он встретился с одним из сотрудников полиции, проводивших у него обыск. Тот извинился перед Даудовым и сослался на оперативную информацию. Затем его просили написать, что он не имеет претензий к сотрудникам, проводившим обыск.

С тех пор сотрудники полиции снова проявили интерес к Белану Даудову. К этому времени, изучив вопрос с правовой точки зрения, Б. Даудов понял, что он не обязан соглашаться на просьбы сотрудников пройти в ОВД. С тех пор его приглашали в отдел три или четыре раза, и каждый раз он требовал повестку. Сотрудники полиции вручали ему повестки, но каждый раз они были составлены с одними и теми же нарушениями: были указаны время и номер кабинета, но не было информации, в связи с каким уголовным делом и в качестве кого его вызывают. Даудов возвращал им повестки, требовал составить их правильно и отказывался являться по вызову. Сотрудники полиции уходили, но через несколько месяцев приходили, и все начиналось сначала. Белан Даудов по сей день отказывается идти в отдел полиции.

В 2013 году Белан Даудов обратился в ОМВД по г. Каспийск за лицензией на право владения гладкоствольным оружием, но ему было отказано на том основании, что он состоит на профилактическом учете. Белан Даудов обжаловал постановление об отказе в суде. Суд отказался удовлетворить жалобу Б. Даудова, но именно в ходе судебного разбирательства Белан Даудов узнал причину его постановки на учет. Как указано в постановлении суда, 25 мая 2007 года в спецоперации был убит член НВФ И.М.Ахмедов, и после этого Даудов якобы высказывался о необходимости участия в джихаде, чтобы отомстить «за убийство ни в чем не повинных братьев».

«Я таких заявлений не делал и даже не знаю, кто такой Ахмедов», - заявил Даудов.

С начала 2014 года Б. Даудов живет в Махачкале, иногда приезжает в Каспийск. В последние два или три месяца 2015 года сотрудники полиции Каспийского ОВД начали снова засыпать его телефонными звонками с требованием прийти для дачи объяснений, отпечатков пальцев и образцов ДНК, ссылаясь на то, что Даудов состоит на профучете.

Такие требования не только незаконны, но и бессмысленны, поскольку ранее у Даудов уже неоднократно отбирали отпечатки пальцев и образцов ДНК. Любому, даже самому необразованному полицейскому, должно быть известно, что измениться эти характеристики у Даудова не могли.

14 января 2016 года Даудов встретил знакомого, который в Каспийске жил в одном с ним районе. Он работает в полиции г. Каспийск и связан с постановкой людей на профучет. Он рассказал, что высокопоставленные сотрудники полиции очень злы на Даудова за то, что тот отказывается от сдачи отпечатков пальцев и образцов ДНК. Знакомый сказал Даудову, что руководство давит на полицейских, требуя разобраться с ним, и уже от себя добавил, что подкинуть ему оружие, вплоть до гранотомета, полицейские могут без проблем, после чего посоветовал не идти против системы: «лучше полчаса потратить, сдать анализ ДНК и отпечатки, чем  5-6 лет мотать срок».

Однако Белан Даудов не намерен этого делать и просит ПЦ «Мемориал» оказать ему помощь в отмене незаконной постановки на учет.

Программа: Горячие точки

Постановка граждан на профилактический учет как «экстремистов» (варианты — «религиозных экстремистов», «последователей ваххабизма») приняла в Дагестане массовый характер с 2015 года.

Поделиться: