Россия заявляет, что Чирний – гражданин России, и в связи с этим «нет оснований для допуска к нему украинских консулов»
Об этом пишет издание «Крым. Реалии», ссылаясь на адвоката Чирния Илью Новикова.
Новиков полагает, это к Чирнию применяют те же ограничения, что и к голодающему украинскому режиссеру Олегу Сенцову, которого Россия также объявила считает своим гражданином.
По информации МИД Украины, российская сторона заявила генконсульству Украины в Ростове-на-Дону, что Чирний – гражданин России и в связи с этим «нет оснований для допуска к нему украинских консулов». Украинские дипломаты продолжают добиваться встречи с осужденным историком и повторно направили российской стороне запрос об этом.
Раньше к Чирнию украинских дипломатов допускали. Так, по данным МИД Украины, только за текущий год консулам удалось встретиться с ним дважды, пока он находился в ИК-9 города Шахты Ростовской области. Во время этих встреч он не высказывал жалоб на условия содержания и состояние здоровья, но неоднократно подчеркивал консулам, что в 2014 году он подал заявление об отказе от гражданства России и российский паспорт не получал.
Сейчас Алексей Чирний отбывает наказание в исправительной колонии №15 Батайска в Ростовской области России.
Его судили по обвинению в организации терактов на полуострове вместе с украинским режиссером Олегом Сенцовым, фотографом Геннадием Афанасьевым и анархистом Александром Кольченко.
В апреле 2014 года Чирний участвовал в двух поджогах офисов «Русского единства» и украинской «Партии регионов» в Крыму.
Кроме того, Чирний готовился взорвать памятник Ленину в Симферополе и обратился к знакомому химику с просьбой изготовить взрывчатку (по версии следствия, Чирний сделал это «по указанию Сенцова», но материалы дела это опровергают). Знакомый Чирния сообщил об этом в ФСБ и в течение месяца наблюдал за Чирнием, записывая разговоры с ним на скрытую камеру. Он пообещал помочь Чирнию, но на самом деле передал ему изготовленные сотрудниками ФСБ муляжи исполнительных механизмов и заложил в тайник муляжи взрывных устройств.
В ночь с 8 на 9 мая 2014 года Чирний был задержан, когда извлекал из тайника, как он думал, взрывные устройства. Он полностью признал вину и дал во многом недостоверные показания против Геннадия Афанасьева, Олега Сенцова и Александра Кольченко.
22 апреля 2015 года Северо-Кавказский окружной военный суд в Ростове-на-Дону признал Алексея Чирния виновным по ч.2 ст.205.4 (участие в террористическом сообществе), двум эпизодам п. «а» ч. 2 ст. 205 (террористический акт, совершённый организованной группой), ч. 3 ст. 30 ч. 3 ст. 222 (покушение на незаконное приобретение боеприпасов); ч. 1 ст. 30 п. «а» ч. 2 ст.205 (приготовление к теракту) УК РФ и приговорил его к 7 годам колонии строгого режима.