В Ессентуках состоялись первые в этом году заседания
12 и 13 января в Ессентуках прошли очередные заседания Кисловодского городского суда по делу лидеров ингушской оппозиции — Ахмеда Барахоева, Мусы Мальсагова, Исмаила Нальгиева, Зарифы Саутиевой, Малсага Ужахова, Багаудина Хаутиева и Бараха Чемурзиева. Им предъявлены обвинения в организации насилия на митинге в Магасе в 2019 году, а также в создании экстремистского сообщества или участии в нём. Всех семерых Правозащитный центр «Мемориал» признал политическими заключёнными. На заседаниях были допрошены шестеро свидетелей обвинения — два депутата ингушского парламента и четверо активистов. Свидетели дали показания в пользу подсудимых.
12 января гособвинение зачитывало медицинские экспертизы потерпевших. Согласно этим документам, большинству потерпевших не были причинены никакие телесные повреждения. «Остаётся непонятным, зачем признавать этих людей потерпевшими, если их здоровью не причинили никакого вреда», — прокомментировал адвокат Билан Дзугаев, представляющий интересы Зарифы Саутиевой по соглашению с ПЦ «Мемориал».
Адвокат также указал, что защита обратила внимание суда на «юридический нонсенс»: «Все потерпевшие сотрудники Росгвардии, но те, кому по материалам дела причинили вред здоровью, не засекречены, а те, кто не пострадал, их почему-то засекретили».
В тот же день допросили двух свидетелей обвинения. По информации издания «Фортанга», это были депутаты ингушского парламента Закрий Мамилов и Ахмет Накастоев.
Они рассказали, что в октябре 2018 года перед голосованием по законопроекту об утверждении административной границы между Ингушетией и Чечнёй руководство Ингушетии оказывало на депутатов давление, чтобы они одобрили закон. Также депутаты сообщили, что голосование в парламенте, в нарушение регламента, специально сделали тайным и сразу в трёх чтениях в один день, чтобы проще было сфальсифицировать итоги. Оба депутата голосовали против законопроекта.
Гособвинитель поинтересовался у свидетелей, являлся ли вызовов ингушских депутатов в шариатский суд формой давления на них со стороны лидеров протеста и попыткой предать гласности результаты тайного голосования. Депутаты ответили, что ещё до вызова в суд результаты голосования стали известны жителям республики и они не считают, что активисты оказывали на них давление.
Депутаты также заявили в суде, что 27 марта 2019 года, когда произошли столкновения между митингующими и росгвардейцами, обвиняемые предотвратили развитие событий по худшему сценарию — успокаивали молодёжь, призывали всех действовать в рамках закона и в итоге смогли увести людей с площади.
13 января были допрошены ещё четыре свидетеля — жители Ингушетии, которые принимали участие в различных акциях протеста с октября 2018 года по март 2019 года. Никто из них не был на митинге в Магасе утром 27 марта. Свидетели сообщили, что не видели, чтобы подсудимые совершали противоправные действия.
Пока из 13 допрошенных на процессе свидетелей обвинения никто не дал показания против подсудимых.
В дело вступили новые защитники — адвокат Андрей Плотников, который будет представлять интересы Ахмета Барахоева, и общественный защитник Магомед Куриев, который будет помогать адвокатам Малсага Ужахова.