В отношении него были нарушены четыре статьи Конвенции о защите прав человека и основных свобод
55-летнего Магомед-Башира Кациева, бывшего главу администрации села Экажево Республики Ингушетия, члена «Единой России», оштрафовали за участие в протестном митинге в Магасе 27 марта. Кациев и представляющие его интересы юристы Правозащитного центра «Мемориал» Марина Агальцова, Иса Гандаров и Тамилла Иманова считают, что в отношении Кациева власти России нарушили статьи 5 (право на свободу и личную неприкосновенность), 6 (право на справедливое судебное разбирательство), 10 (право на свободу выражения мнения) и 11 (право на свободу собраний) Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Сегодня они направили жалобу в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).
27 марта Кациев приехал в Магас, чтобы принять участие в митинге протеста, о котором он узнал днём ранее. На площади знакомые рассказали Кациеву, что на 27 марта акция не согласована, а информация из соцсетей, на которую он ориентировался, неактуальна, поскольку по всей республике в дни митинга были отключены интернет и мобильная связь. Недолго побыв на площади, Кациев уехал домой.
9 апреля по требованию участкового он вместе с адвокатом Чингизом Ахильговым поехал в ГОВД Магаса. Следователь допрашивал его около 3,5 часов. На Кациева составили протокол по ч. 5 ст. 20.2 (нарушение участником митинга установленного порядка его проведения) КоАП. Затем его в сопровождении двух полицейских доставили в Магасский районный суд. Во дворе суда под охраной двух сотрудников Кациев находился до вечера. Только в 19:30 его вместе с адвокатом пригласили в здание.
Судья Тамбиев признал Кациева виновным по ч. 5 ст. 20.2 КоАП и оштрафовал на 20 тыс. рублей. Кациев решение обжаловал.
22 мая Верховный суд (ВС) Ингушетии должен был рассмотреть апелляцию. Кациев просил отложить процесс, поскольку его адвокат не мог приехать. ВС отказался переносить заседание и оставил решение Магасского суда в силе.
Нарушения Конвенции
Статья 5 (право на свободу и личную неприкосновенность) — в связи с чрезмерной длительностью задержания
ЕСПЧ считает, что длительность административного задержания не должна превышать трёх часов — времени, достаточного для составления протокола.
9 апреля Кациев был лишён свободы в общей сложности 8,5 часов (с момента прибытия в ГОВД до момента, когда его завели в зал суда), при этом его не кормили и не давали воды. Государство не объяснило, почему задержание на такой длительный срок являлось необходимым.
Статья 6 (право на справедливое судебное разбирательство) — в связи с отсутствием государственного обвинителя на процессе
В деле Кациева суды не смогли обеспечить участие государственного обвинителя ни в первой инстанции, ни во второй. Отсутствие государственного обвинителя при рассмотрении дела нарушило требование о независимости суда.
Статья 6 — в связи с отсутствием защитника в апелляционном процессе
Кациев был лишён возможности пользоваться услугами выбранного им защитника.
По мнению ЕСПЧ, вне зависимости от причин неявки защитника, суд должен был отложить заседание.
Статьи 10 (право на свободу выражения мнения) и 11 (право на свободу собраний и объединений)
Вмешательство представителей власти в право Кациева на свободу выражения мнения и право на свободу собраний не имело законной цели и не было необходимым в демократическом обществе. Мероприятие носило мирный характер, каких-либо насильственных действий заявитель не предпринимал. Кроме того, убедившись, что митинг не согласован, Кациев покинул место его проведения.
Единственным основанием для задержания Кациева стало участие в несогласованной публичной акции. Однако, как установил ЕСПЧ, одно только участие человека в несогласованной акции не может являться достаточным основанием для вмешательства в его право на свободу собраний.