Дело имама Магомеднаби Магомедова

Магомеднаби Магомедов – бывший имам «Восточной» (салафитской) мечети дагестанского города Хасавюрт, председатель городского совета имамов. Лидер умеренного салафитского сообщества Хасавюрта. Последовательно и публично выступал против насилия, против ухода молодых мусульман в «лес» или их отъезда на Ближний Востокапреля 2016 г. он был задержан, а затем арестован по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.205.2 (публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма) и ч.1 ст. 282 (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) УК РФ, - якобы за то, что 5 февраля 2016 г. выступил с проповедью, в которой «имелись слова и высказывания, содержащие призывы к оправданию терроризма, а также, направленные на возбуждение ненависти, унижение достоинства человека либо группы лиц по отношению к религии и принадлежности к социальной группе (представители власти и правоохранительных органов, коммунисты)». На допросе имам отказался свидетельствовать против себя, сославшись на ст. 51 Конституции РФ.

Полное досье

10 апреля в следственном изоляторе Магомеднаби Магомедова избили представители власти, среди которых были сотрудники СИЗО. В своем заявлении Магомедов так описал произошедшее: «Пять сотрудников СИЗО завели меня в помещение в наручниках и начали избивать ногами, руками и спецсредствами по всему телу. При этом все время пытались заставить стать перед ними на колени». По словам имама, после избиения он не мог «ни стоять, ни сидеть, болит все тело, особенно, почки.». Магомедова пришлось отвезти в больницу. После этого его перевели в ИВС г. Каспийска, где адвокат смог встретиться с ним только вечером 13 апреля. По его требованию было проведено медицинское освидетельствование, и врач зафиксировал на теле Магомедова следы побоев.

25 июля 2016 года ПЦ «Мемориал» признал имама Магомеднаби Магомедова политическим заключенным, поскольку его преследование, по нашему мнению, связано с реализаций права на свободу слова и совести и нацелено на то, чтобы прекратить ненасильственную, но неудобную для властей республики деятельность.

26 июля в г. Ростов-на-Дону в Северо-Кавказском окружном военном суде началось рассмотрение дела в отношении М. Магомедова. Защищает М. Магомедова адвокат Петр Заикин.

В конце января 2016 г. в дагестанском городе Хасавюрте власти предприняли попытку закрыть салафитскую мечеть «Северная». 1 февраля в городе собралась многотысячная толпа возмущенных прихожан, которые направились к зданию городской администрации, скандируя религиозные лозунги. Магомеднаби Магомедов, имам салафитской мечети, расположенной в микрорайоне Северный, возглавил делегацию салафитской общины, которая вела переговоры с представителями городской администрации и силовых структур. В результате переговоров удалось удержать ситуацию под контролем, и разрешить конфликт мирным путем. Стороны смогли прийти к компромиссу, и страсти на время улеглись.

В конце марта Магомеднаби Магомедов дал интервью сотруднику ПЦ «Мемориал», в котором подробно рассказал о событиях вокруг «Северной» мечети, о своей роли в улаживании конфликта, о стремлении оставаться в легальном поле и взаимодействовать для решения возникающих проблем с властями, правоохранительными органами и Духовным управлением мусульман Дагестана.

5 февраля 2016 г. Магомеднаби Магомедов выступил с проповедью перед молившимися в «Северной» мечети, резко осудив практику закрытия мечетей, получившую распространение в Дагестане, и в связи с этим обвинил государство в безбожии.

8 апреля в Хасавюрте по инициативе М. Магомедова проходила встреча имамов мечетей Хасавюрта с представителями органов власти, на которой присутствовали глава городской администрации Зайнудин Окмазов, его заместитель, прокурор города и председатель городского суда. Когда встреча завершилась, здание, где она проходила, неожиданно оцепили вооруженные люди в масках. Их командир заявил, что они прибыли задержать М. Магомедова. Глава города вышел к ним и объяснил, что нет никакой нужды задерживать Магомеднаби таким образом, и что тот сам придет в полицию. Люди в масках ушли, а Магомеднаби с юристом отправился в Хасавюртовский горотдел полиции. Там ему сказали, что хотят его опросить о февральских событиях возле Хасавюртовской городской больницы. Дознаватель приступил к опросу, но вскоре в кабинет зашли несколько человек в масках, которые скрутили и увели Магомеднаби. Вскоре выяснилось, что имама увезли в Махачкалу, в Следственное управление СК РФ по РД.

Магомеднаби Магомедову были предъявлены обвинения по ч.1 ст.205.2 и ч.1 ст.282 УК РФ. Согласно обвинению, в выступлении имама 5 февраля «имелись слова и высказывания, содержащие призывы к оправданию терроризма, а также, направленные на возбуждение ненависти, унижение достоинства человека либо группы лиц по отношению к религии и принадлежности к социальной группе (представители власти и правоохранительных органов, коммунисты)».

10 апреля в следственном изоляторе Магомеднаби Магомедова избили представители власти, среди которых были сотрудники СИЗО. В своем заявлении Магомедов пишет: «Пять сотрудников СИЗО завели меня в помещение в наручниках и начали избивать ногами, руками и спецсредствами по всему телу. При этом все время пытались заставить стать перед ними на колени». По словам самого имама, после избиения он не может «ни стоять, ни сидеть, болит все тело, особенно, почки...». Факт применения к Магомедову физической силы подтвердило и управление ФСИН по Дагестану, сообщившее, в специальном заявлении, что в ходе обязательного обыска по прибытии Магомедова следственный изолятор № 1 из ИВС УВД г. Махачкала в 11 ч. 45 мин. 10 апреля 2016 г. тот вел себя вызывающе, матерился, толкал сотрудников СИЗО. Вследствие этого к Магомедову было применено «спецсредство ПР-73 (палка резиновая)». После этого арестованный был осмотрен врачом СИЗО, а материалы осмотра задокументированы. Магомедова пришлось отвезти в больницу.

Затем его перевели в ИВС г. Каспийска, где адвокат смог с ним встретиться только вечером 13 апреля. По его требованию было проведено медицинское освидетельствование, и врач зафиксировал следы побоев на теле Магомедова. В тот же день М. Магомедов подал заявление с требованием возбудить в отношении избивших его сотрудников уголовное дело. Интересы Магомеднаби Магомедова в этом деле представляет сотрудничающий с ПЦ «Мемориал» адвокат Мурад Магомедов.

ПЦ «Мемориал» в своих публикациях неоднократно сообщал о давлении на салафитскую общину Дагестана (см., например: [1], [2], [3]). Этому давлению были посвящены отдельные главы выпусков Бюллетеня ПЦ «Мемориал» за зиму 2015-2016 гг. и весну 2016 г., и доклада «Контртеррор на Северном Кавказе: Взгляд правозащитников. 2014 г. - первая половина 2016 г.». Арест и уголовное дело в отношении Магомеднаби Магомедова – еще одно проявление этой порочной практики.

Развернуть