14 января 2015 года Верховном суде ЧР опять не смог продолжить рассмотрение дела граждан Украины Станислава Клыха и Николая Карпюка.
Напомним, что граждане Украины Николай Карпюк и Станислав Клых обвиняются в бандитизме и убийствах в связи с тем, что, будучи членами экстремистской организации «Украинская национальная ассамблея — Украинская народная самооборона» (УНА-УНСО; организация признана экстремистской, ее деятельность запрещена на территории РФ), в конце 1994 - начале 1995 года воевали против российских федеральных сил в составе вооруженных формирований самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерия.
Дело ведет судья Вахит Исмаилов, Станислава Клыха защищает адвокат Марина Дубровина, Николая Карпюка — адвокат Докка Ицлаев. Сторону обвинения представляют прокуроры С.С. Юсупов и С.А. Блинников.
* * *
Заседание было назначено на 10:00, но началось с опозданием. Председатель объявил, что задержка произошла по техническим причинам, а не по вине суда – как сообщила адвокатам секретарь суда, ждали из СИЗО заключения по результатам назначенного на прошлом заседании осмотра С. Клыха наркологом и психиатром. Документов не дождались, но обвинение пригласило троих свидетелей: Валерия Айдамирова – психиатра, работающего на полставки в медсанчасти СИЗО–1 г. Грозный, Ларису Ибрагимову – начальника медсанчасти СИЗО, и Акрамана Дудаева – заместитель начальника отдела СИЗО по режиму.
С начала заседания Станислав Клых находился в зале суда и продолжал вести себя неадекватно: шумел, выкрикивал невнятные фразы, снимал рубашку. В конце концов судья постановил вывести его из зала суда за многочисленные нарушения порядка.
Психиатр В. Айдамиров пояснил суду, что осматривал Клыха трижды - при поступлении в сентябре 2015 года, потом еще раз (не пояснив, когда именно), и последний раз 12 января 2016 года. При первых двух осмотрах никаких жалоб со стороны Клыха не было, вел он себя нормально. Во время последнего осмотра - врач не уточнил, в связи с чем оно было назначено - Станислав Клых говорил нелепые вещи - например, что ему в камеру позвонила мать и сообщила о смерти отца. По результатам обследования специалист счел, что Клых симулирует, и поставил диагноз демонстративно-шантажное поведение. Для окончательного диагноза Айдамиров порекомендовал провести амбулаторно-психиатрическую экспертизу в Республиканском психоневрологическом диспансере, поскольку, по его мнению, его наблюдений недостаточно, чтобы принимать окончательное решение о состоянии психического здоровья подсудимого.
Второй свидетель, Л. Ибрагимова, так же считает, что Клых симулянт, но соглашается с мнением психиатра о необходимости проведении экспертизы. Когда 13 января Клыха привезли после процесса в СИЗО, она не стала вызывать Айдамирова - решила не беспокоить в очередной раз врача, который работает в СИЗО на полставки. Клыху она сказала, чтобы он «прекратил, так как у него ничего не получится». Что именно не получится, она не уточнила.
Судья ей сделал замечание, сказав, что зарплата врача – это не проблема Клыха, и при необходимости подсудимому должно быть предоставлено полноценное медицинское обслуживание.
Заместитель начальника отдела СИЗО по режиму Акраман Дудаев рассказал, что ранее никаких жалоб от самого Клыха и от его сокамерников не поступало, в поведении Клыха ничего странного они не замечали. После его выступления был объявлен перерыв.
Во второй части судебного заседания подсудимый Станислав Клых вновь присутствовал в зале и был еще более возбужден, чем в начале. Адвокат Марина Дубровина заявила ходатайство о проведении амбулаторно-психиатрической экспертизы своего подзащитного в Республиканском психоневрологическом диспансере. По мнению адвоката, необходимо установить, имеются ли у него психические расстройства, мешающие ему полноценно участвовать в процессе, и могли ли они быть во время предварительного следствия и первых судебных заседаний. Обвинение поддержало ходатайство только в первой части.
Судья отложил вынесение решения по ходатайству до следующего заседания, которое назначено на 18 января 2016 года.