23 июня восемь заявителей, жители Москвы и Санкт-Петербурга, Московской, Владимирской и Нижегородской областей и Краснодарского края, обратились в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).
Они пожаловались на нарушение статей 5 (право на свободу и личную неприкосновенность), 6 (право на справедливое судебное разбирательство), 10 (свобода выражения мнений) и 11 (свобода собраний и объединений) Конвенции в связи с тем, что осенью 2016 года полиция вмешалась в одиночные пикеты протестующих в городе Химки, необоснованно осудила их за нарушение административного законодательства и недопустимо долго продержала в отделе полиции.
Интересы заявителей представляют юристы Правозащитного центра «Мемориал» Марина Агальцова и Александра Кулагина.
31 октября 2016 года организатор публичного мероприятия уведомила администрацию города Химки, что 11 ноября с 10 утра до 10 вечера на парковке молла «МЕГА Химки» пройдет митинг. Планировалось, что он станет частью всероссийской акции протеста против системы сбора налогов с водителей большегрузов «Платон». Администрация не согласовала мероприятие, поскольку оно могло препятствовать функционированию городских служб и проходу пешеходов, а также затруднило бы обеспечение безопасности от террористической угрозы. Протестующие решили устроить одиночные пикеты на парковке у молла. Они планировали поставить свои машины в 50 м друг от друга, как того требует российское законодательство, выставить флаги и наклеить на машины постеры.
С утра 11 ноября протестующие стали собираться в молле. Сначала они находились в ресторанном дворике, общались, обсуждали акцию и дальнейшие действия. Примерно после 14:00 они стали выходить на парковку на пикеты. Полицейские, бывшие там, требовали, чтобы протестующие убрали флаги и наклейки с лозунгами. Около 15:00 подъехал полицейский автобус. Не представляясь и не показывая свои документы, не поясняя причин, полицейские арестовали всех заявителей.
Семеро из заявителей в ЕСПЧ добровольно проследовали в полицейскую машину. Одна женщина отказалась, но сопротивления не оказывала — ее усадили в машину силой. Заявители сняли на видео, как полицейские затаскивают ее на руках в ОВД. Заявителей привезли в отдел полиции, шестерых продержали там сутки, еще двоих — более 46 часов.
12 ноября шестерых арестованных доставили в Химкинский городской суд, еще двоих — 13 ноября. Ходатайство вызвать в суд полицейского, осуществлявшего задержание, удовлетворили только у одного из заявителей. Свидетелей задержаний суд приглашать отказался. Также суд не увидел необходимости исследовать видеозаписи задержаний.
Заявителей обвинили в нарушении статьи 19.3 (неподчинение действиям сотрудников полиции) КоАП и оштрафовали на 1000 рублей. Решение было обжаловано. 22 и 27 декабря 2016 года, а также 12 января 2017 года Московский областной суд подтвердил решение суда первой инстанции.
Заявители считают, что в отношении них была нарушена статья 5 (право на свободу и личную неприкосновенность) Конвенции, поскольку не было оснований доставлять их в отдел полиции — протокол о правонарушении мог быть составлен на месте, и много часов держать их там. Также, по мнению заявителей, было нарушено их право на справедливое судебное разбирательство — не были опрошены полицейские, задержавшие протестующих, свидетели задержаний, не были исследованы доказательства (в частности, видеозаписи). Обвинение строилось почти исключительно на полицейских протоколах. Это нарушает статью 6 Конвенции.
Также заявители считают, что власти незаконно нарушили их право на свободу на мирное собрание. Полиция неверно квалифицировала одиночные пикеты, не требующие согласования, как митинг, для которого нужно разрешение. Прежде чем арестовать людей, полицейские не требовали прекратить акцию. Тем не менее, людей обвинили в неподчинении законным требованиям сотрудников полиции. Не говоря уже о том, что власти не предоставили убедительных обоснований первоначального запрета митинга. Все это нарушило свободу выражения мнений и свободу собраний, гарантированные 10 и 11 статьями Конвенции.
«Это, конечно, далеко не первое дело по свободе собраний в России, которое предстоит рассматривать ЕСПЧ. И, точно, не последнее, — полагает Марина Агальцова, представляющая заявителей в ЕСПЧ. — Но все же непонятно, почему власть предпочитает вместо того, чтобы дать людям мирно высказать свою позицию, доводить все до абсурда. Мои доверители вышли на одиночные пикеты с вполне понятными претензиями к системе „Платон“. Они не дебоширили и даже не выкрикивали лозунгов. Они могли бы спокойно высказать свою позицию и разойтись. Но российские власти решили, что на них нужно направить целую армию полицейских, продержать двое суток в ОВД и задействовать и без того ограниченные ресурсы судов. Создается впечатление, что российские правоохранительные органы все более серьезные задачи уже решили и преступность в нашей стране давно побеждена».