ПЦ «Мемориал» незаконно ликвидирован. Сайт прекратил обновляться 5 апреля 2022 года
Сторонники ПЦ создали новую организацию — Центр защиты прав человека «Мемориал». Перейти на сайт.
Поиск не работает, актуальный поиск тут: memopzk.org.

«Промжилбаза» и ее обитатели после посещения главы Ингушетии

17.07.2013

Тимур Акиев, Светлана Ганнушкина, Назрань, Москва, июль 2013 года.Во время своего посещения места компактного проживания (МКП) «Промжилбаза» 6 июля глава республики Юнус-Бек Евкуров предложил создать общественный совет или комиссию с участием сотрудников аппарата уполномоченного по правам человека

Тимур Акиев, Светлана Ганнушкина,
Назрань, Москва, июль 2013 года.

Во время своего посещения места компактного проживания (МКП) «Промжилбаза» 6 июля глава республики Юнус-Бек Евкуров предложил создать общественный совет или комиссию с участием сотрудников аппарата уполномоченного по правам человека в РИ, представителей общественных организаций и самих внутриперемещенных лиц (ВПЛ) для изучения положения каждой семьи.

8 июля сотрудники Правозащитного центра «Мемориал» отправились на «Промжилбазу» посмотреть на работу комиссии, о которой говорил глава Ингушетии.

К 10:30 на «Промжилбазу» приехали двое сотрудников аппарата Уполномоченного РИ - Иса Даурбеков и Адиль Дзагиев. Вместе с ними наши сотрудники приступили к приему и опросу обитателей этого МКП. Юристы консультировали жильцов, представители омбудсмена принимали от них заявления.

В процессе общения обнаруживались застарелые и запущенные проблемы жителей МКП: отсутствие на протяжении нескольких лет статуса вынужденного переселенца, произвольное распределение жилищных сертификатов, отсутствие документов, подтверждающих регистрацию в Чеченской Республике или в Северной Осетии. Многие живут в МКП 13, а то и 18 лет. Решить их проблемы без доброй воли и активного участия властей невозможно. Люди опасаются, что через месяц их опять начнут выселять, уже по решению суда судебными исполнителями.

Единственный выход для обитателей – принять предложение руководства Ингушетии и взять деньги на аренду жилья. Однако один из жильцов – Арапиев – полгода назад согласился на это, время прошло, срок аренды истек. Теперь администрация не продлевает с ним договор, а решить проблему с жильем так и не удалось.

Представители Уполномоченного пообещали постараться решить проблемы тех, чьи права явно нарушены. Но механизмы обеспечения жильем многих обитателей «Промжилбазы» не разработаны, поэтому обещать помощь всем было бы введением в заблуждение.

Некоторые жители МКП оставили нам заявления о незаконном лишении их статуса вынужденного переселенца и отказе в выдаче государственных жилищных сертификатов (ГЖС).

Так, Маден Дзаурова подала заявление о том, что ее сестра Петимат выезжала в другой регион для ухода за больной родственницей, оставив ей доверенность на получение ГЖС. Но ей отказали в выдаче сертификата по доверенности, поскольку Петимат не было на «Промжилбазе». Самой Маден и ее брату Ахмету Дзаурову также не выдали жилищные сертификаты на том основании, что их жилье в Чеченской Республике восстановлено. Однако семья Дзауровых не хочет возвращаться в Чечню и отказывается от того жилья, на которое имеет право претендовать. Вынужденные переселенцы не могут быть принудительно возвращены туда, где не чувствуют себя в безопасности.

Пункт 1 статьи 8 Закона РФ «О вынужденных переселенцах»:

«Статья 8. Гарантии прав лица, ходатайствующего о признании его вынужденным переселенцем, и вынужденного переселенца.

1. Вынужденный переселенец не может быть возвращен против его воли на территорию (в населенный пункт), которую он покинул по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона.
Вынужденный переселенец не может быть переселен без его согласия в другой населенный пункт».

Месяц назад Юнус-Бек Евкуров в торжественной обстановке вручил 33 семьям ГЖС, предназначенные жителям «Промжилбазы». Однако жильцы МКП утверждают, что по назначению попали не более 14 сертификатов, остальные ушли на сторону – тем, кто не жил в МКП или получил в Чечне компенсацию.

Некоторые обитатели «Промжилбазы» утратили статус вынужденного переселенца по не зависящим от них причинам. Например, Аза Ахильгова, мать двоих детей, не смогла пройти ежегодный переучет, потому что находилась на лечении в другом регионе. С 2007 года бывшая жительница Северной Осетии и ее дети были лишены надежды на жилищное обеспечение из-за формального отношения чиновников к семье больной женщины.

Положение некоторых обитателей выглядит безнадежным. Так, семья Зуры Эсамбаевой, в которой два инвалида, никогда не имела статуса вынужденного переселенца. Зура с семьей жила в Веденском районе Чечни в семье мужа, но сейчас в этом доме живет семья брата ее мужа, а у них теперь ни кола ни двора. Или русская женщина Нина Евгеньевна Абдулгапурова, в прошлом воспитанница детского дома. Нина Евгеньевна с двумя детьми жила в Аргуне, дважды была замужем за чеченцами, но после развода осталась без жилья и сейчас живет все на той же «Промжилбазе». У нее никогда не было статуса вынужденного переселенца, никто не объяснил ей, что необходимо за него бороться. Теперь Нине Евгеньевне ничего не полагается. Если ее выселят из «Промжилбазы», она останется на улице.

Наши юристы составили Эсамбаевой и Абдулгапуровой заявления о предоставлении статуса вынужденного переселенца, но получить его в УФМС или через судебное обжалование практически невозможно: этот статус сейчас «отмирает», его не дают никому.

Сотрудники ПЦ «Мемориал» в Ингушетии опросили 26 семей - четыре из Северной Осетии, остальные из Чечни. В результате выяснилось, что только две семьи получили государственную поддержку (260 тыс. рублей и 550 тыс. рублей). Члены 9 семей не имеют статуса вынужденного переселенца, 8 семьям статус не продлевают, 9 имеют продленные удостоверения вынужденных переселенцев. Всего опрошено 88 человек.

Не все обитатели «Промжилбазы» были готовы заполнить опросную анкету, возможно, что кто-то и несколько слукавил, отвечая на наши вопросы. Однако картина сложилась достаточно ясная: проблема жильцов «Промжилбазы» вполне разрешима, действительно нуждающимся людям необходимо вернуть статус вынужденных переселенцев и предоставить им полноценное жилье, чтобы поставить точку в этой затянувшейся истории.

Заметим также, что мы направили письмо премьер-министру правительства РФ Дмитрию Медведеву с напоминанием о том, что Медведев, еще будучи президентом, дал поручение Министерству регионального развития разработать механизмы жилищного обеспечения вынужденных переселенцев и ВПЛ в обозримые сроки. Рабочая группа была создана, разработала предложения и передала их в правительство, где они уже два года находятся без ответа. Если бы общая проблема жилищного обеспечения ВПЛ была решена, то здесь, то там не возникали бы вспышки справедливого возмущения многолетних жителей всевозможных мест временного размещения.

Поделиться: