ПЦ «Мемориал» незаконно ликвидирован. Сайт прекратил обновляться 5 апреля 2022 года
Сторонники ПЦ создали новую организацию — Центр защиты прав человека «Мемориал». Перейти на сайт.
Поиск не работает, актуальный поиск тут: memopzk.org.

Избиения и оскорбления адвокатов в Республике Дагестан. Саботаж расследования уголовных дел по преступлениям против адвокатов

01.11.2011

Работа адвокатов в Республике Дагестане становится опасной. В 2010 году в Дагестане были избиты пять адвокатов, четыре из них-женщины. Ещё одного адвоката, Райхант Газиеву, начальник криминальной милиции Кизилюртовского района Садуев подверг оскорблениям и угрозам применения насильственных действий

Работа адвокатов в Республике Дагестане становится опасной. В 2010 году в Дагестане были избиты пять адвокатов, четыре из них-женщины. Ещё одного адвоката, Райхант Газиеву, начальник криминальной милиции Кизилюртовского района Садуев подверг оскорблениям и угрозам применения насильственных действий сексуального характера.

Проблема безопасности адвокатов напрямую связана с проблемой безнаказанности сотрудников силовых ведомств. Адвокаты Магомедова, Тагирова и Мирзаева были избиты сотрудниками милиции, адвокату Бамматовой травму нанёс сотрудник Федеральной службы контроля за оборотом наркотиков. Насилие совершалось, когда адвокаты исполняли свои профессиональные обязанности. Женщин избили с целью воспрепятствовать защите законных прав и интересов их клиентов, другими словами, адвокаты мешали силовикам нарушать закон. Ни одно из этих дел не доведено до суда, хотя потерпевшие (кроме Квасова) четко указывают на своих обидчиков. Более того, в ряде случаев, в отношении адвокатов, активно добивающихся наказания сотрудников милиции, были предприняты попытки фальсификации встречных уголовных дел.

Жестокое избиение адвоката Сергея Квасова

9 апреля около 19:00 в центре Махачкалы на ул. Буйнакской был жестоко избит известный дагестанский адвокат Сергей Квасов. Он зашёл в парикмахерскую и ждал своей очереди, когда к зданию подъехали две автомашины «Лада-Приора» с тонированными стеклами. Из машины вышли четверо мужчин, два из них остались на улице, блокируя вход в парикмахерскую, двое других, в масках, вошли в парикмахерскую и начали избивать Квасова арматурой или битами. Впоследствии Квасов был доставлен в Центральную республиканскую больницу с переломом ключицы, ноги, сдавленным переломом костей черепа, открытой черепно-мозговой травмой, ушибом головного мозга тяжелой степени и эпидуральной гематомой (задет второй слой головного мозга). Квасов защищал подсудимых по делам о взрыве жилого дома в Буйнакске в сентябре 1999 года, о теракте в Каспийске 9 мая 2002 года, об убийстве племянника мэра Хасавюрта, а также потерпевших по делу об убийстве директора ГТРК Дагестана Гаджи Абашилова. По состоянию на 1 июля 2011 года по факту избиения адвоката никто не задержан и к уголовной ответственности не привлечён.

Жестокое избиение адвоката Сапият Магомедовой

17 июня 2010 года в здании Хасавюртовского РОВД была жестоко избита адвокат Сапият Магомедова, 1979 г.р. В этот день сотрудники Хасавюртовского РОВД с применением насилия и шрубым нарушением УПК задержали в центре города подзащитную Магомедовой М.Л. Евтемирову по подозрению в совершении ограбления сотрудника Хасавюртовского РОВД Османа Хациева, с которым у Евтемировой давние неприязненные отношения. Несколько лет назад Хациев и Евтемирова встречались, но, когда Евтемирова вышла замуж за другого человека, Хациев стал преследовать её и требовать деньги, которые, по его утверждению, он потратил во время ухаживания за Евтемировой1. В задержании девушки участвовал и сам потерпевший.

Адвокат Магомедова поехала в Хасавюртовский городской отдел милиции, чтобы встретиться с Евтемировой. Однако во дворе здания горотдела адвоката остановили, а затем избили те сотрудники милиции, которые принимали участие в задержании ее подзащитной. Магомедова считает, что такое указание милиционерам дал следователь З. Стамбулов, ведущий дело Евтемировой. После этого, по её словам, один из офицеров милиции приказал избивавшим срочно написать рапорты о том, что Магомедова якобы сама на них напала. Когда адвокат всё же смогла пробиться в кабинет начальника ГОВД Шамиля Темиргиреева и сообщила о том, что уже поставила СМИ в известность о происходящем, Темиргиреев заявил ей: «Пока я здесь работаю, ни один сотрудник не пострадает» и выставил избитого адвоката из кабинета, нецензурно ее обругав. Магомедова теряла сознание, к ней вызвали скорую помощь, однако медиков трижды не пускали в расположение РОВД. Позднее в бессознательном состоянии она всё же была доставлена в Хасавюртовскую районную больницу2.

Информация о произошедшем была опубликована в республиканских, федеральных и иностранных СМИ. Европейские политики направили запросы руководству России и обещали внимательно отслеживать ход расследования по этому делу. 22 июня избиению С. Магомедовой был посвящён отдельный выпуск программы «Справедливость» на федеральном телеканале «РЕН», в которой принимала участие и Евтемирова. Президент РД М. Магомедов взял дело об избиении адвоката под личный контроль. Он дал поручение провести тщательное и беспристрастное расследование изложенных фактов, по результатам которого привлечь виновных лиц к предусмотренной законом ответственности3.

Только в результате мощного общественного давления 1 июля 2010 года по факту избиения Сапият Магомедовой было возбуждено уголовное дело № 06836 по признакам преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 286 (превышение должностных полномочий) УК РФ в отношении сотрудников специальной огневой группы патрульно-постовой службы милиции Хасавюртовского ГОВД. Однако уже на следующий день в отношении Магомедовой также было возбуждено уголовное дело по ст. 319 (оскорбление представителя власти) УК РФ. По состоянию на 1 июля 2011 года по факту применения насилия к адвокату Магомедовой к уголовной ответственности никто не привлечен.

Избиение и оскорбление адвоката Джамили Тагировой

Через две недели после избиения Сапият Магомедовой, 2 июля 2010 года, в здании Советского РОВД г. Махачкала следователь К. Мазаев избил и подверг оскорблениям адвоката Джамилю Тагирову. Пострадавшая представляла интересы Р.А. Магомедова, подозреваемого по ст. 160 (присвоение или растрата) УК РФ. После окончания допроса следователь стал настаивать, чтобы подозреваемый сделал в протоколе приписку о необоснованности возражений его адвоката о том, что следователь не полностью отразил в протоколе ответы потерпевшего Исмаилова. Он попытался выхватить у Д. Тагировой лист с замечаниями, а на отказ отдать лист стал бить её кулаком по лицо и по телу, осыпать нецензурной бранью. После этого он взял Р. Магомедова под стражу в нарушение недавно принятых поправок в УК РФ, согласно которым в отношение подозреваемого в совершении преступлений по ст. 160 не может быть принята такая мера пресечения, как заключение под стражу (подзащитный является предпринимателем). Адвокат обратилась к министру внутренних дел РД с требованием провести проверку в отношении следователя Мазаева4.

После избиения адвокат Тагирова покинула республику и не стала больше добиваться расследования. Видимо поэтому в отношении неё сотрудники милиции не добивались возбуждения уголовного дела.

Оскорбление адвоката Райхант Газиевой

27 августа 2010 года в здании Кизилюртовского РОВД грубейшим оскорблениям была подвергнута адвокат Кизилюртовской межрайонной коллегии адвокатов Райхант Газиева. В тот день, заключив соглашение с родственниками задержанного Багаудина Умарасхабовича Абусупьянова и выписав ордер, адвокат пришла в РОВД. Начальник дежурной смены препроводил Газиеву к начальнику криминальной милиции РОВД Р.М. Садуеву. Разговор произошёл в коридоре.

Газиева представилась и объяснила, что осуществляет защиту Абусупьянова. В этот момент из кабинета вышел сам Абусупьянов. Он стал объяснять адвокату, что никакого преступления не совершал и в РОВД его содержат незаконно.

Как следует из заявления Газиевой в СУ СКП РФ по РД, Садуев, узнав о цели её прихода, пришёл в бешенство, стал кричать начальнику смены: «Уведите её из отдела! Зачем ты ее сюда привел?» – и быстрым шагом направился к подзащитному Газиевой, которому заявил: «Я сказал тебе сиди и не выходи», после чего принялся «покрывать его матом».

«Видя, что моего подзащитного оскорбляют, оказывают психическое давление, я направилась в сторону моего подзащитного, – продолжает Газиева в заявлении. – Однако начальник криминальной милиции ОВД "Кизилюртовский" Р.М. Садуев преградил мне дорогу, стал выражаться нецензурно. Обратился ко мне: "С…ка, ты куда идешь?! Непонятно, что ли?" Я попыталась объяснить, что существует закон. Но Садуев стал вообще невменяемым, выпроваживая меня, оскорблять: "Бл...дь, ты будешь у меня сосать х...й!". Когда я сказала, что он понесёт ответственность, так как я напишу жалобу, и стала спускаться по лестнице, он побежал за мной и стал демонстративно повторять: "Теперь ты точно будешь сосать у меня х…! Я тебе покажу это!". Я обратилась к стоявшему рядом начальнику смены по имени Гаджимурад: "Ты слышал это?", он ответил: "Я ничего не слышал", показывая всем своим видом, что он не хочет, чтобы его вмешивали в этот скандал. При этом Гаджимурад показал мне рукой, чтобы я вышла, и выпроводил меня за территорию ОВД на улицу. Я вышла, не сопротивляясь, помня, что Р.М. Садуев пришёл в Кизилюртовский ОВД из Хасавюртовского ГОВД, где примерно при таких же обстоятельствах была избита другой адвокат С.А. Магомедова. На улице находились родственники моего подзащитного, которые видели, что меня выпроводили из отдела, и я им рассказала о вышеуказанном происшествии».

Райхант Газиева обратилась к руководителю СУ СКП РФ по РД с просьбой возбудить против Садуева уголовное дело по п. "в" ч. 3 ст. 286 (превышение должностных полномочий), ч. 1 ст. 130 (оскорбление), ст. 127 (незаконное лишение свободы) УК РФ в связи с тем, что он оскорбил её нецензурными словами, незаконно удерживал её подзащитного Абусупьянова более трёх часов без составления процессуальных документов, ограничил Абусупьянова в праве на получение квалифицированной юридической помощи, не допустив к нему адвоката. Садуев превысил должностные полномочия, дав указание вывести адвоката за пределы здания РОВД, куда она пришла для защиты своего клиента, при этом угрожал ей применением насильственных действий сексуального характера. Уголовное дело так и не было возбуждено.

Насилие в отношении адвоката Зинфиры Мирзаевой

7 октября 2010 года в 12:15 в селе Учкент Кумторкалинского района было совершено нападение на адвоката Зинфиру Мирзаеву.

Мирзаева выступала защитником обвиняемого в деле о краже скота. Она фотографировала место происшествия – загон, откуда накануне были украдены восемь баранов. По словам Мирзаевой, больше её ничего не интересовало.

Из дома, расположенного неподалеку, выбежал Имамдин Зиявудинов – сотрудник ГИБДД. Он узнал Мирзаеву, так как ранее он выступал в суде в качестве свидетеля по делу о краже баранов. Он стал нецензурно оскорблять Мирзаеву, мешая ей снимать место происшествия. Зиявудинов попытался ударить женщину, но его остановили. В это время к месту происшествия на джипе подъехал брат Имамдина Айнуддин Зиявудинов – сотрудник водной милиции. Чтобы не допустить развития скандала, Мирзаева решила уехать и села в машину, на которой приехала. Однако А. Зиявудинов, грубо ругаясь, стал вытаскивать женщину из машины, при этом порвал её одежду. Мирзаева отказывалась подчиниться, но мужчине удалось посадить её на заднее сиденье своей машины. Туда же сел его брат.

Мирзаевой удалось позвонить адвокату Салимат Кадыровой и позвать её на помощь. Кадырова сразу же дала телеграмму в прокуратуру по поводу похищения адвоката. Между тем братья Зиявудиновы пытали сфабриковать дело против Мирзаевой. Они доставили её в Кумторкалинский РОВД и в дежурной части отобрали мобильный телефон. Мирзаева услышала, как неизвестный ей человек сказал кому-то: «Возьмите телефон и быстро сделайте видеозапись». После этого братья Зиявудиновы, наученные «опытными» коллегами, написали заявление, что адвокат Мирзаева якобы производила видеосъёмку улицы, где живут Зиявудиновы, чтобы затем передать её экстремистам и сделать милиционеров жертвами теракта.

Через некоторое время в РОВД приехали адвокаты для защиты Мирзаевой. Они попытались выяснить, каким образом сотрудники милиции собираются обосновать свои обвинения. Те показали телефон, на котором была сделана видеозапись улицы, где живут братья Зиявудиновы. Но в телефоне было зафиксировано, что запись была сделана в 13:29, то есть уже после того, как братья Зиявудиновы увезли Мирзаеву с места происшествия.

Салимат Кадырова заявила, что сотрудники занимаются фальсификацией доказательств. Она сообщила, что телеграмму о похищении Мирзаевой она дала в 13:10, то есть почти за 20 минут до того, как была сделана видеозапись улицы. Кадырова собиралась забрать телефон Мирзаевой, так как милиционеры не имели права изымать его, ведь уголовного дела возбуждено не было. Сотрудники РОВД ответили: «Вы не выйдете из отдела, пока не отдадите телефон». В итоге адвокаты и милиционеры нашли компромисс: был составлен акт осмотра телефона, в котором было зафиксировано время фотосъёмки и видеозаписи. Только после этого адвокаты смогли забрать телефон. Затем, взяв с собой Мирзаеву, адвокаты покинули отделение милиции5.

8 октября 2010 года Зинфира Мирзаева подала в Кизилюртовский межрайонный СО СУ СКП РФ по РД заявление о привлечении братьев Зиявудиновых к уголовной ответственности за оскорбление, незаконное лишение свободы, превышение должностных полномочий и фальсификацию доказательств. К заявлению была приложена кофта Мирзаевой со следами от оторванной пуговицы, копия карты вызова в Кумторкалинский РОВД скорой медицинской помощи. Мирзаева была освидетельствована врачами. которые зафиксировали телесные повреждения. Адвокаты Мирзаевой опросили очевидцев преступления. Однако до середины октября Мирзаева так и не была опрошена, хотя следователи должны были принять решение о возбуждении или невозбуждении уголовного дела уже 11 октября.

4 ноября в отношении А. Зиявудинова было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 330 (самоуправство, совершённое с применением насилия или с угрозой его применения) УК РФ. Однако по состоянию на 1 июля 2011 года к уголовной ответственности он не привлечен.

Между тем, ещё 10 октября один из участников нападения на Мирзаеву, Имамдин Зиявудинов, был избран главой администрации села Учкент Кумторкалинского района.

Избиение адвоката Гюльнары Бамматовой

7 сентября 2010 года в Махачкале адвокат Гюльнара Бамматова (коллегия «Кавказ») в связи с исполнением своих служебных обязанностей попыталась пройти в канцелярию республиканского Управления Федеральной службы контроля за оборотом наркотиков. «Мне необходимо было получить документы для вступления в дело, – рассказала Бамматова журналисту газеты «Новое дело». - Вместе со мной были мать моего подзащитного и стажёр, которые видели всё произошедшее. Сотрудник на проходной в звании прапорщика отказался пропустить нас, сказав, что необходимо выписать пропуск. Но когда я выписала пропуск, он всё равно не дал пройти. Я продолжала настаивать на своём праве пройти в канцелярию, он (прапорщик) стал угрожать, что вышвырнет меня, и, наконец, на глазах у многочисленных сотрудников управления, наблюдавших за нашим спором, схватил меня одной рукой за руку, другой – за шею и отбросил с дороги»6. Адвокат упала, ударившись головой о металлический барьер.

О случившемся Бамматова подала заявление в Советскую районную прокуратуру, а затем поехала на освидетельствование в центр судмедэкспертизы. Однако там эксперт отказался её принять, сославшись на то, что его рабочее время закончилось.

После этого Бамматова, по её словам, потеряла сознание и на машине скорой помощи была доставлена в центральную больницу. Врачи поставили ей диагноз «сотрясение головного мозга». Бамматова – инвалид второй группы, полученная травма серьёзно отразилась на её здоровье – головные боли продолжают мучить её и в 2011 году.

В республиканском Управлении наркоконтроля корреспонденту «Кавказского узла» сообщили, что Бамматова «упала сама», когда «попыталась прорваться в здание» без положенного по инструкции сопровождающего работника управления7.

Тем не менее, сама Бамматова и её представитель по данному делу, адвокат Константин Мудунов, настаивали на возбуждении уголовного дела в отношении сотрудника наркоконтроля Магомеда Омарова, нанёсшего травму женщине. В прокуратуру Советского района Махачкалы было направлено соответствующее заявление. Четыре месяца (!) шла его проверка, менялись дознаватели и следователи. Вначале оказалось, что отсутствуют материалы видеосъёмки с камеры на проходной Управления наркоконтроля, затем из дела исчезли данные компьютерной томографии, сделанной Бамматовой в больнице. В конце концов, было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, поскольку в действиях прапорщика «отсутствовал состав уголовного преступления». Попытка обжаловать отказ в суде завершилась тем, что в феврале 2011 года суд Советского района Махачкалы оставил в силе решение прокуратуры.

Республиканское Управления Федеральной службы контроля за оборотом наркотиков, в свою очередь, предприняло, как это принято у силовиков в Дагестане, встречную атаку на потерпевшую. Заместитель начальника отдела собственной безопасности этого ведомства направил письмо президенту адвокатской палаты РД, в котором сообщил, что материалы проведённой служебной проверки показывают, что Бамматова «публично оскорбила сотрудника правоохранительных органов при исполнении им служебных обязанностей», а также «публиковала в СМИ заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство сотрудника». Эти материалы были направлены в СУ СКП РФ по РД «для дачи правовой оценки действиям Бамматовой».

По состоянию на 1 июля 2011 года уголовное дело по факту избиения Гюльнары Бамматовой не возбуждено. Во втором постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела следователь Муслим Абдуладыков исказил показания основного свидетеля. К отказному материалу приложены выемки с камер видеонаблюдения, однако там нет главного – видеозаписи с КПП в тот момент, когда там находилась адвокат Бамматова. Оказалось, эта камера именно в тот момент «не работала».

1 См. www.memo.ru/hr/hotpoints/caucas1/msg/2010/08/m216932.htm.

2 См. www.memo.ru/2010/06/21/2106102.htm; www.memo.ru/2010/06/25/2506103.htm; www.memo.ru/2010/06/28/2806101.html.

3 РИА Дагестан. 2010. 7 июля

4 См. www.memo.ru/hr/hotpoints/caucas1/msg/2010/07/m211557.htm

5 См. www.memo.ru/2010/10/11/1110101.htm.

6 Новое дело. Крайнова Н. Адвокат требует охраны. 2010. 8 сентября.

http://www.ndelo.ru/one_stat.php?id=3337

7 Кавказский узел. В Дагестане адвокат пожаловалась на избиение сотрудником наркоконтроля. 2010. 8 сентября. http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/173960

Поделиться: