Сегодня, 3 ноября 2011 года, в Минске продолжилось рассмотрение дела правозащитника Алеся Беляцкого (о вчерашнем заседании и о начале сегодняшнего см. "Допрос Алеся Беляцкого закончился. Рассмотрение дела возобновится завтра в 10 часов"). Присутствующие в зале суда представители наблюдательной
Присутствующие в зале суда представители наблюдательной миссии Обсерватории по защите прав правозащитников (совместная программа FIDH и Всемирной организации против пыток), которым удалось приехать в Минск, в том числе председатель Совета ПЦ «Мемориал» Олег Орлов, отметили, что в ходе допросов прокурор постоянно задавал свидетелям наводящие вопросы и оказывал на них давление.
На второй день заседания после перерыва в качестве свидетеля допрашивался правозащитник Борис Звосков. Он сказал, что давно знает Беляцкого и что денег от него не получал.
Прокурор сказал, что в материалах дела есть документ, свидетельствующий об обратном. Он продемонстрировал банковскую выписку, пришедшую, по его словам, «по международным каналам». Прокурор попытался запутать Звоскова: спрашивал, то ли Беляцкий перечислял ему деньги, то ли он – Беляцкому. Речь шла о восьми тысячах евро.
Звосков усомнился в подлинности документа: «Я убежден, что качество таких доказательств не выдерживает никакой критики, это не соответствует критериям справедливости и допустимости. Это так называемое доказательство если не сфальсифицировано, то полностью придумано».
В качестве свидетелей также были допрошены коллеги Беляцкого по правозащитной работе: Андрей Палуда, Виктор Сазонов, Алексей Колчин, Татьяна Ревяко. Все они заявили, что получали деньги от Алеся на правозащитную деятельность.
Палуда и Сазонов на большинство вопросов отвечали, ссылаясь на статью 27 Конституции РБ, которая позволяет не свидетельствовать против себя. Правозащитники сообщили, что получали деньги от Беляцкого на правозащитную деятельность, об использовании которых потом делали отчеты. Они акцентировали внимание на том, что эти деньги не являлись ни их доходами, ни доходами Беляцкого.
Правозащитники также заявили, что не доверяют документам, предоставленным обвинением, и отказались их комментировать.
Татьяна Ревяко, знающая Беляцкого 20 лет, работавшая с ним в музее Богдановича и в ПЦ «Весна», сообщила, что в «Весне» денег не получала, но получала лично от Беляцкого на правозащитную деятельность. Суммы назвать отказалась. Также Ревяко не стала говорить о зарубежных банковских счетах. Когда прокурор показал банковскую распечатку с фамилией Ревяко, она заявила, что фамилия написана не так, как у нее в паспорте, и предположила, что это может быть другой человек.
После допроса всех свидетелей со стороны обвинения прокурор начал оглашать документы следствия, налоговой инспекции, декларации Беляцкого, банковские распечатки. Через полчаса был объявлен перерыв.
Слушание возобновится завтра, 4 ноября, в 10 часов.
Новости с процесса публикуются на сайте freeales.fidh.net.