11 октября 2012 года в селе Хебда Шамильского района Республики Дагестан состоялось очередное судебное заседание по делу об избиении в 2010 году несовершеннолетнего Махмуда Ахмедова сотрудниками Шамильского РОВД Гамзатом Нурудиновым и Шамилем Магомедалиевым. Дело в отношении третьего полицейского,
11 октября 2012 года в селе Хебда Шамильского района Республики Дагестан состоялось очередное судебное заседание по делу об избиении в 2010 году несовершеннолетнего Махмуда Ахмедова сотрудниками Шамильского РОВД Гамзатом Нурудиновым и Шамилем Магомедалиевым. Дело в отношении третьего полицейского, принимавшего участие в преступлении, - Магомеда Магомедова – рассматривалось отдельно. Этим летом он был приговорен к трем годам лишения свободы. В сентябре Верховный суд Дагестана оставил это решение без изменения.
Судебное заседание началось с опроса потерпевших – членов семьи избитого Махмуда Ахмедова. Они подтвердили показания, данные ранее.
Затем был опрошен свидетель защиты по имени Багаудин, имеющий, по его словам, большой опыт работы в бюро судебно-медицинской экспертизы в Шамильском районе. Он заявил, что судмедэксперт, проводивший обследование Махмуда Ахмедова, не был объективен. По мнению Багаудина, Ахмедов не страдает нарушением слуха, а симулирует болезнь, чтобы получить инвалидность. Сказанное свидетелем вызвало возмущение у потерпевших. Мать Махмуда, Айшат Гусейнова, обвинила свидетеля во лжи, ей стало плохо, и судья объявил перерыв.
Во время перерыва отец мальчика Хирамагомед Ахмедов, находясь на улице, возле здания суда, на глазах свидетелей обругал Багаудина, угрожал ему. Тот написал заявление об угрозах и оскорблении. Спустя некоторое время Ахмедов написал объяснительную, в которой указал, что сделал это сгоряча, в порыве злости, и сожалеет об этом.
Заседание продолжилось в отсутствие Айшат Гусейновой, поскольку она плохо себя чувствовала. Завершая свое выступление, свидетель Багаудин заявил, что видел Махмуда в Шамильском РОВД на следующий день после инцидента, 19 июля 2010 года. Он не был избит, на лице не было заметно царапин, волосы острижены не были.
Адвокат Азиз Курбанов, с которым Правозащитный центр «Мемориал» заключил соглашение на представление интересов потерпевших, возразил на это, что есть свидетели, которые видели Махмуда во дворе РОВД, но не видели там Багаудина.
Адвокат полицейских заявил, что у него есть аудиозаписи телефонных разговоров Айшат Гусейновой с одним из подсудимых, доказывающие невиновность обвиняемых. Но судья признал подобные доказательства неприемлемыми.
Еще один свидетель, опрошенный в суде, – Муса Мусаев. Его доставляли в отдел полиции в тот день, когда там был избит Ахмедов. Мусаев отказался от показаний, которые он давал в 2010 году, о том, что видел Махмуда избитым и разговаривал с ним.
На этом заседании были также опрошены подсудимые. По словам Гамзата Нурудинова, в день избиения Махмуда Ахмедова его в отделе полиции не было. Он пришел только на следующий день, снял у подростка отпечатки пальцев. Нурудинов заявил суду, что Айшат Гусейнова написала заявление на полицейских под давлением Сиражутдина Дациева (сотрудника ПЦ «Мемориал», выступавшего в деле в качестве переводчика). Сама Айшат, по словам Нурудинова, не смогла бы написать такой текст и повторить описанные в нем подробности.
Другой подсудимый, Шамиль Магомедалиев, заявил, что не избивал Махмуда Ахмедова, что тот оговорил его. По словам полицейского, подросток мстил ему за то, что в 2006 году он задержал его отца за кражу. Несмотря на то что Хирамагомед был оправдан за недостаточностью доказательств и освобожден в зале суда, сын затаил обиду на полицейского. Между тем Азиз Курбанов заметил, что в своих показаниях мальчик утверждал, что именно Магомедалиев сдерживал двух других полицейских, избивавших его. По мнению Курбанова, Махмуд вряд ли стал бы говорить это, если бы имел намерение отомстить.
На заседании были зачитаны показания свидетелей, которые не смогли явиться в суд, а также исследованы экспертизы и другие письменные доказательства.
Следующее заседание назначено на 11:00 25 октября.
Напомним, что 18 июля 2010 года Махмуд Ахмедов был задержан тремя сотрудниками ОВД Шамильского района и жестоко избит в отделе. Махмуд получил ушиб мозга и потерял слух на одно ухо. 20 мая 2011 года полицейские были признаны виновными в превышении должностных полномочий (п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ), им назначили условные наказания от 2,6 до 4 лет лишения свободы с лишением права занимать должности в органах МВД один год. Однако семья Ахмедова посчитала наказание недостаточно строгим и обжаловала решение в Верховном суде РД. Суд нашел в деле грубые нарушения процессуальных норм, и 18 октября 2011 года оно было возвращено прокурору. В январе 2012 года материалы уголовного дела в отношении двоих полицейских – Магомедалиева и Нурудинова – были выделены в отдельное производство.
См. также Дагестан: еще двоих полицейских судят за избиение подростка.