На следующий день оправданный сам явился в полициюНасколько судебная власть в России независима?Вопрос скорее риторический. Для любого беспристрастного наблюдателя ответ однозначен: в делах, имеющих для исполнительной власти политический или иной интерес, ни о какой реальной независимости судов не
На следующий день оправданный сам явился в полицию
Насколько судебная власть в России независима?
Вопрос скорее риторический. Для любого беспристрастного наблюдателя ответ однозначен: в делах, имеющих для исполнительной власти политический или иной интерес, ни о какой реальной независимости судов не может быть и речи.
Однако даже на фоне остальной России ситуация в Чечне представляется вопиющей по беспардонности, беззастенчивости, бесстыдству, с которыми абсолютный хозяин республики позволяет себе вмешиваться в прерогативу судебной ветви власти.
25 февраля 2014 года в Грозном коллегия присяжных вынесла в Верховном суде Чеченской Республики оправдательный приговор в отношении Альви Абдурахманова и Магомеда Акаева. Они с Ибрагимом Баканиевым обвинялись в том, что, действуя в составе бандгруппы, нападали на частные дома, преимущественно чиновников, и грабили их.
Согласно обвинительному заключению, Абдурахманов и Баканиев совершили преступления, предусмотренные ч.2 ст.209 (бандитизм), ч.3 ст.222 (незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ), п.п. «а», «б» ч.4 ст.162 (разбой), ч.4 ст.166 (неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения), ст.317 (посягательство на жизнь сотрудников правоохранительного органа) УК РФ. Акаев обвинялся по ч.2 ст.209, ч.3 ст.222, ч.1 ст.30 п.п. «а», «б» ч.4 ст.162 (покушение на грабеж) УК РФ.
В ходе процесса присяжным было представлено множество доказательств того, что материалы уголовного дела по крайней мере в отношении двух обвиняемых, Абдурахманова и Акаева, были полностью сфальсифицированы. Сами обвиняемые отказались от своих «признательных показаний», которые они дали в ходе предварительного следствия под пытками.
Присяжные полностью оправдали Абдурахманова и Акаева. В отношении Баканиева был вынесен обвинительный вердикт только по ст. 317.
Оправданные были освобождены в зале суда. Альви Абдурахманов сразу же уехал к родственникам в село Валерик.
Тем же вечером обоих оправданных принялись разыскивать сотрудники силовых структур. Около 20 часов в дом в Грозном, где постоянно живет Альви, пришли вооруженные люди. Они не представились и не предъявили документы, но потребовали, чтобы им немедленно выдали Альви Абдурахманова, а заодно - сообщили о местонахождении Акаева. В противном случае угрожали плохими последствиями для родственников.
В 22:00 по телеканалу «Грозный» в информационной программе «Вести» был показан фрагмент выступления главы ЧР Рамзана Кадырова. Он с гневом говорил об оправдательном приговоре, обрушился с резкими нападками на судью и присяжных. Из этого выступления следовало, что он лично и силовики, фактически подчиненные ему, уверены в виновности подсудимых, а значит, дело суда – лишь оформить обвинительный приговор.
Приведем выдержки из этого выступления (перевод с чеченского, запись сюжета имеется в распоряжении ПЦ).
Диктор: «Глава Республики встретился с руководством МВД, прокуратуры, Верховного суда, Совета Безопасности и подверг критике деятельность суда присяжных. Заседатели признали невиновными тех, кто стрелял в сотрудников полиции, и сами же потом признали свою вину. "Такой процесс говорит лишь о халатности и безграмотности", – отметил Рамзан Кадыров».
Кадыров: «Люди, которых они выпустили на свободу… их дело велось почти полтора года. Без всяких обоснований разрушить это дело из-за того, что судья отнесся халатно к этому делу... Там же была перестрелка, одного шайтана убили, других поймали. Суд присяжных их оправдал. Они сами признавали, что они стреляли, грабежи совершали, что били ребенка током. Все преступления были налицо. Их выпустили».
Диктор: «Кадыров намерен обратиться в федеральный центр с просьбой о запрете деятельности суда присяжных в ЧР».
Кадыров: «Мы послали людей с просьбами (я говорю о руководстве государства). Это не вяжется с нашим менталитетом. Наши судьи и так являются друг другу родственниками по линии жен, мужей и т.п. Это проблема для Верховного суда. Я обращусь с просьбой ликвидировать… потому что погибло два человека, их поймали и они признались в своих преступлениях… а эти зашли и оправдали их. Как это? Преступники ведь сами признавались, есть видео записи… их ведь задержали на месте преступления. При них и оружие было… и на сегодняшний день этого преступления как бы не
было?»
[Комментарии ПЦ «Мемориал»: во-первых, утверждение, что обвиняемые были задержаны на месте преступления, не соответствует действительности. Кадыров просто не знаком с материалами дела;
во-вторых, Кадыров, юрист по образованию (в 2004 году с отличием «окончил» Махачкалинский институт бизнеса и права по специальности «юриспруденция») не понимает, что, согласно Конституции и законодательству РФ, принципиально невозможно отменить суд присяжных на территории одного субъекта Федерации;
в-третьих, глава Чечни выступает за дискриминацию жителей Чечни].
Диктор: «Глава подчеркивает, что злоумышленники должны быть наказаны по всей строгости закона, а не разгуливать на свободе. К тому же, подобные преступления в регионе – явление редкое».
Кадыров: «Дела о коррупции и террористического направления… [обращаясь к явно испуганным председателю Верховного суда ЧР Магомеду Каратаеву и другим судьям] Если в Республике еще раз случится такое дело – мы с вами перестанем быть товарищами. Это был единственный случай грабежа в нашем регионе, который мы выявили и нашли эту одну группу. Они вышли, выехали и убежали. Они даже домой не пошли. В заявлении было написано, что дома они не объявлялись. Как только их выпустили из зала суда – они тут же удрали. У нас 6000 присяжных, это наши граждане республики,
большинство - женщины. На процессе 12 человек и трое судей… так, те женщины оправдали их и отпустили домой. А среди присяжных не было даже ни единого юриста. Как они могут рассматривать дело? Конечно, любой преступник скажет, что он не виноват, никто не хочет сидеть 15 лет в тюрьме. Некоторых [присяжных] купили, других запугали. На самом деле, по нашей халатности, судья, рассматривавший дело, имел вопросы по конкретным фактам, из-за которых их не должны были оправдать. Так нельзя».
[Наш комментарий: согласно нормам закона, среди присяжных и не должно быть юристов].
Диктор: «Решение Верховного суда на основании вердикта присяжных может быть обжаловано».
Естественно, после такого нагоняя приговор будет отменен, невзирая на нормы закона, и каким будет новый приговор – очевидно.
Увидев эту передачу по телевизору, родственники Альви Абдурахманова в селе Валерик ужаснулись. На следующий день, 26 февраля, они совершили беспрецедентный для чеченского общества поступок – вынудили Альви вернуться в Грозный и прийти во 2-ю Оперативно-розыскную часть Оперативно-розыскного бюро при ГУ МВД РФ по СКФО (ОРБ-2). Здесь его немедленно задержали и до сих пор содержат без законных оснований.
Следует отметить, что при ОРБ-2 нет изолятора временного содержания, там нельзя содержать задержанных и арестованных людей. Но там подолгу незаконно содержали и продолжают содержать людей.
Оправданный судом Альви Абдурахманов до сих пор находится в незаконной тюрьме фактически по указанию Рамзана Кадырова.