В представительство Правозащитного центра «Мемориал» в г. Грозный Чеченской Республики обратились жители с. Элистанжи Веденского района ЧР, супруги Абдулазиз и Зарган Осуповы. Они сообщили, что 9 августа 2011 года их сын Альберт Осупов, 1985 г.р., отправился в мечеть на обеденную молитву. По их
Зарган Осупова отправила домой к Заурбеку свою дочь, которая живёт в Шали, выяснить подробности его встречи с Альбертом. Заурбека дома не оказалось: по словам родителей, он ушёл в мечеть на ночную молитву. Утром следующего дня отец Заурбека приехал к Осуповым и рассказал, что его сын и племянник Рузумбек не пришли домой после ночной молитвы и их тоже разыскивают.
Родители Осупова обратились с письменными заявлениями в РОВД, прокуратуру, ФСБ, сообщили номер и марку машины, на которой уехал Альберт. Сотрудники РОВД провели осмотр всех помещений в доме Осуповых, составили опись имущества. Заявили, что, если Альберт ушёл в «лес», они не гарантируют его родственникам сохранность имущества и дома. Кроме того, силовики добавили, что дома родственников боевиков должны быть сожжены. Один из сотрудников РОВД обвинил родителей Альберта в том, что они сами отправили сына в «лес». Он сказал, что, если это подтвердится, отец будет сидеть в тюрьме вместе с сыном.
Раньше Альберт был боевиком. Родственники с большим трудом разыскали его в «лесу» и привели в РОВД. Альберт был осуждён за участие в незаконных вооружённых формированиях на полтора года с отбыванием наказания в колонии-поселении в г. Киров, где он и познакомился с Заурбеком.
Родители опасаются, что силовики приведут в исполнение свои угрозы и их дом будет сожжён.
О двух случаях поджога домов родственников боевиков правозащитникам стало известно в конце июня этого года.
24 июня в 3:00 в с. Гелдаган Курчалоевского района ЧР вооружённые люди в масках и камуфляжной форме ворвались в дома Хожи Решедова и его племянника Хаважи Решедова. Всех домочадцев выгнали на улицу, а дома сожгли. Дома Хожи и Хаважи находились рядом, под совмещённой крышей. Оба дома сгорели полностью, поджигатели стояли и ждали, пока дома сгорят, некоторые снимали пожар на видеокамеру.
Не секрет, что причиной поджога стал уход сына Хожи в «лес», к боевикам. Дом Хаважи сгорел просто потому, что находился рядом. Семьи, в которых есть несовершеннолетние дети, остались на улице без крова.
Через день, 25 июня, в этом же селе силовики сожгли дом Шерпудина Демельханова. 12 июля 2008 года силовики уже сжигали его дом. Тогда основанием для этого послужило задержание 2 июля в Урус-Мартановском районе ЧР сына Шерпудина Али, который был позднее осуждён за участие в незаконных вооружённых формированиях. Отбыв срок наказания, 17 июня 2011 года он вновь примкнул к боевикам.
Практика поджогов домов родственников боевиков в Чеченской Республике стала широко применяться в 2008-2009 годах. Очевидно, что эта незаконная практика санкционирована руководством Чечни и, следовательно, исполнители не несут наказания. Поджоги домов в Чечне – это карательные акции, проводимые с целью оказания давления на родственников предполагаемых боевиков и на самих членов подполья. Принцип коллективного наказания пропагандируется властями Чечни уже несколько лет. Видимо, по замыслу руководства республики, поджоги имущества членов семей смогут предостеречь других молодых людей от ухода в «лес». Кроме того, в настоящее время многих родственников боевиков незаконно лишили пособий и пенсий.
Правозащитный центр «Мемориал» писал о поджогах домов родственников боевиков в Чечне в 2009 году:
"Популярная практика: в Чечне продолжаются поджоги домов родственников боевиков",
"В Чечне снова поджигают дома".
В том же году организация «Human Rights Watch» подготовила доклад «Расплата за детей», посвящённый той же проблеме.
О недопустимости незаконных действий в отношении родственников людей, примкнувшим к вооружённому подполью, не раз высказывался и Комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммарберг.