Наталью Ковалеву, опубликовавшую видезаписи с частушками, подозревают в неуважении к суду и клевете в отношении судей
Соответствующие уголовные дела были возбуждены в конце сентября, после чего были соединены в единое производство.
Ранее Ковалеву собирались судить по 282 статье, но 7 октября дело закрыли, следствие не нашло в действиях Натальи умышленного возбуждения ненависти по отношению к «судейскому сообществу». Следователь саратовского Управления следственного комитета Роман Цыбулин в своем решении сослался на постановление пленума Верховного суда, согласно которому репосты материалов, признанных экстремистскими, не являются преступлением, если были совершены не в целях разжигания ненависти.
«В настоящее время органами предварительного следствия не получено достаточных данных, указывающих на то, что Ковалева при создании и размещении вышеуказанных видеоматериалов действовала с целью нарушения основ конституционного строя и возбуждении ненависти либо вражды либо унижения достоинства человека или группы лиц по признаку принадлежности к социальной группе», — говорится в заявлении Цыбулина
Ковалеву закрытие дела по 282 статье не обрадовало. Наталья считает, что «эти формальные изменения» в деятельности следственных органов в этой ситуации не помешают им «спокойно посадить» ее. «Они просто заменили одну статью на две другие, но фактически ничего не поменялось», — сказала Ковалева корреспонденту «МБХ медиа».
По словам женщины, в 2013 году она стала жертвой мошенников. В течение нескольких лет она пыталась через суд добиться возвращения 400 тысяч рублей, которые перевела по просьбе мошенников в один из российских банков. Разочаровавшись в российской судебной системе, Ковалева завела свой Youtube-канал, где стала рассказывать о коррупции в саратовских судах и сочинять об этом частушки.
«В Саратове суд есть, и судьи в нем есть,
Но только законы отсутствуют здесь
Скажи, председатель, кому мы нужны,
Живем мы как будто во время войны", — пела Ковалева.
Следствие усмотрело в тексте возбуждение ненависти к социальной группе «судейское сообщество».
3 сентября Владимир Путин внес в Государственную думу поправки, смягчающие 282 статью. Юрист Сергей Бадамшин тогда прокомментировал «МБХ медиа» эту новость: «Активистам не стоит расслабляться, потому что остается у нас первая часть 280 статьи — призывы к экстремистской деятельности, ну и 148 статья — с „мемасиками“ про патриарха тоже будьте аккуратны».
Глава юридической службы «Апология протеста» правозащитной организации «Агора» Алексей Глухов считает, что «рисков стать фигурантом уголовного дела» по 282 статье не стало меньше, однако теперь «у человека появилась возможность услышать тревожный звоночек в виде этой административки по предполагаемой новой статье». «То есть возбудить уголовное дело будет чуть сложнее, чем сейчас», — пояснил Глухов «МБХ медиа».