В России более 50 человек попали под суд за совместные молитвы и чтения Библии. Свидетелей Иеговы обыскивают и арестовывают так же, как подозреваемых в тяжких преступлениях
Верь в кого хочешь, но не делай это открыто: теперь право на свободу вероисповедания можно трактовать так. В России более 50 человек попали под суд за совместные молитвы и чтения Библии. Свидетелей Иеговы обыскивают и арестовывают так же, как подозреваемых в тяжких преступлениях, заявляя, что их вера — это «продолжение деятельности экстремистской организации». На чем строятся обвинения — в материале ОВД-Инфо.
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Статья 28 Конституции РФ
23 уголовных дела в 18 регионах, 53 обвиняемых, 13 подозреваемых. 31 подписка о невыезде, 9 человек под домашним арестом, 26 — в СИЗО. Несколько человек избиты при обыске, почти во всех случаях выломаны двери. Ночные допросы, конфискованные электроника, документы и деньги, заблокированные счета.
20 апреля 2017 года Верховный суд ликвидировал Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России за нарушение закона о борьбе с экстремизмом. Все 395 официальных организаций последователей этой религии объявили запрещенными. В представительстве Евросоюза в России заявили, что за этим решением могут последовать аресты. Так и вышло.
Верующие молятся, собираются вместе и читают Библию — значит, продолжают деятельность ликвидированной организации, считает следствие. Исключений мало: практически всех задержанных обвиняют по статье 282.2 УК (организация и участие в деятельности экстремистской организации).
Датчанина Денниса Кристенсена обвинили, помимо прочего, в финансировании экстремистской деятельности. Прокурор принес в суд справки о том, что со счета организации переводили деньги после того, как она закрылась. Оказалось, что операции совершал сам банк из-за ликвидации юридического лица. Еще одного верующего, Юрия Залипаева, обвинили в призывах «бить православных и мусульман». Адвокат Залипаева уверен, что следствие фальсифицировало улики и пыталось скрыть это. 70-летний портной Аркадя Акопян тоже обвиняется в том, что он оскорблял мусульман и православных. Аудио- или видеоподтверждений нет, фраза записана со слов свидетеля.
Как правило, обыски устраивают рано утром одновременно в нескольких квартирах Свидетелей Иеговы. Часто верующие рассказывают о нарушениях. В случае семьи Поляковых в Омске силовики выломали дверь в квартиру, не дали позвонить знакомым, разбили лицо мужчине (медосвидетельствование прошло только спустя двое суток), а на попытки указать несогласие с их действиями в протоколе — вырвали лист из рук. В ходе обысков и допросов в Пензе следователь заставила раздеваться догола шестерых задержанных женщин. В Саратовской области силовики по ошибке спилили дверь не той квартиры, в которую собирались попасть. В другой квартире в тот же день достали из рукава детской куртки запрещенную литературу — верующие считают, что ее подбросили.
В городе Шуя Ивановской области допрашивали 10-летнюю девочку, а в списке конфискованных предметов оказались ноты и дневник музыкальной школы. В Кабардино-Балкарии одна группа силовиков брала квартиру верующих штурмом через балкон, хотя ее хозяйка открыла дверь другой группе. В Биробиджане в массовых обысках за один день приняли участие 150 силовиков, операция называлась «Судный день». У верующих изымают цифровую технику, уносят книги, Библии, личные записи и фотографии, конфискуют банковские карты. Обыски и допросы продолжаются по нескольку часов.
Людей задерживают не только у себя дома: к Андрею Ступникову из Красноярска полиция подошла в аэропорту в 4 часа утра, когда он вместе с женой регистрировался на рейс в Германию — суд принял решение об аресте, так как мужчина «мог получить политическое убежище». Александра Соловьева задержали на выходе из поезда, когда мужчина возвращался в Пермь из отпуска.
Большинство Свидетелей Иеговы, которые стали обвиняемыми по уголовным делам, находятся в СИЗО. Адвокат Сергея Климова из Томска рассказал ОВД-Инфо, что мужчина провел два месяца в одиночной камере размером 1,7×2,8 м — это объясняли невозможностью найти место в обычной камере. 8 августа на апелляционном заседании Сергея оставили под стражей, но перевели из «одиночки».
Несколько человек спустя некоторое время после задержания выпустили из СИЗО под домашний арест. Константин Петров из Магадана провел под стражей 64 дня, несколько Свидетелей Иеговы из Оренбурга — по 78 дней.
Жителя крымского Джанкоя Виталия Арсенюка обвиняли в осуществлении миссионерской деятельности с нарушением закона (ч. 4 ст. 5.26 КоАП). Мужчина умер от инфаркта после первого заседания по его делу в июне 2017 года.
Люди проводят под стражей месяцы, Деннис Кристенсен сидит в СИЗО больше года. Конкретных сроков пока никто не получил, а послаблений — крайне мало. В 2017 году суд оправдал Вячеслава Степанова и Андрея Сивака из Сергиева Посада, которых обвиняли в возбуждении ненависти или вражды на основе видеозаписи с богослужений. В мае апелляционный суд освободил 55-летнего Алама Алиева. 9 и 10 августа на Камчатке суд отменил решения об аресте Михаила Попова и домашнем аресте его жены Елены.
Как правило, во всех регионах здания, построенные или купленные религиозными организациями, теперь переходят в собственность государства. В Курортном районе Петербурга в собственность государства перешел комплекс стоимостью около двух миллиардов рублей, за который власти много лет получали налоги на крупные суммы. Ни одна проверка за 17 лет не находила здесь нарушений, но теперь местные суды не признают ни права собственности, ни официальные документы.
Против преследования высказывались представительство ЕС при ОБСЕ, ПАСЕ, СПЧ при Президенте РФ, правозащитники.
Арест Денниса Кристенсена стал поводом для открытия дела «Кристенсен против России» в ЕСПЧ. С 15 мая 2018 года третьей стороной в нем выступает Королевство Дания.
В ответ на жалобу в ЕСПЧ представители России при ЕСПЧ и ООН заявили, что Свидетели Иеговы, несмотря на ликвидацию их организаций, по-прежнему имеют право исповедовать свою религию. Как раз в это время аресты верующих в России стали массовыми.
29 Свидетелей Иеговы в России уже признали политзаключенными. Всего же преследования коснулись более 50 человек:
Список предоставили Европейская ассоциация Свидетелей Иеговы и адвокат Артур Леонтьев.
Ситуацию с преследованием Свидетелей Иеговы по просьбе ОВД-Инфо прокомментировал адвокат Артур Леонтьев, который занимается делами Сергея Климова и Андрея Ступникова, а также делом об имуществе Свидетелей Иеговы в Санкт-Петербурге:
«Правоохранительные органы подвергают верующих уголовному преследованию за обычное мирное исповедание веры, когда они собираются вместе небольшими группами, читают и обсуждают Библию, смотрят видеозаписи на библейские темы и т. д. Почему-то силовики решили, что это продолжение деятельности организации, ликвидированной судом. При этом верующие, которым предъявлены такие обвинения, не имели отношения к ликвидированным юридическим лицам и не были участниками судебного разбирательства в Верховном суде.
Телефоны верующих прослушивали, их переписку читали, за ними шло наблюдение — накопилось достаточно оперативного материала и, мне кажется, руководство соответствующих органов решило использовать его для улучшения показателей своей работы. Тем более что мирные верующие — удобная мишень, так как они всегда стремились вести законопослушный образ жизни и сейчас не считают себя преступниками, не проявляют агрессии и думают, что происходящая с ними несправедливость — это какое-то недоразумение, которое скоро разрешится. Их фактически ставят перед выбором: либо ты должен отказаться практиковать свою веру, либо будь готов претерпеть все прелести уголовного преследования. При этом непосредственные исполнители на местах нередко понимают суть дела, но руководствуются принципом „у меня приказ, и мне надо кормить семью“.
Жалоба в ЕСПЧ („Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России и Калин против Российской Федерации“ № 10188/17) коммуницирована, стороны обменялись замечаниями, дело рассматривают в приоритетном порядке. По каждому случаю уголовного преследования верующих также подаются жалобы в ЕСПЧ.
Но важно, чтобы сейчас правовой механизм в России начал работать не исходя из какой-то целесообразности, а по закону. Как бы кто ни относился к Свидетелям Иеговы, нельзя забывать, что они имеют такое же право на свои убеждения и справедливый суд, как и другие граждане».