ПЦ «Мемориал» незаконно ликвидирован. Сайт прекратил обновляться 5 апреля 2022 года
Сторонники ПЦ создали новую организацию — Центр защиты прав человека «Мемориал». Перейти на сайт.

Совет по правам человека Ингушетии обсудил вопросы жилищного обустройства вынужденных переселенцев из Чечни

25.02.2018

С докладом о жилищных проблемах вынужденных переселенцев выступил руководитель Представительства ПЦ «Мемориал» в г. Назрань Тамирлан Акиев.

20 февраля 2018 года в г. Магас Республики Ингушетия прошло очередное заседание Совета при Главе Ингушетии по развитию гражданского общества и правам человека. Заседание провёл Глава республики Юнус –Бек Евкуров. На встрече обсудили решение жилищных вопросов вынужденных переселенцев из Чеченской Республики, проживающих на территории Ингушетии, а также социальные проблемы граждан республики (выплаты зарплат, пенсий, пособий и т. д.).

Во время заседания Совета по правам человека Ю.-Б. Евкуров упомянул о поездке вынужденных переселенцев в Москву. Однако уже не обвинял их, как раньше, в проведении пикета. Он заметил лишь, что для встречи с депутатами от Ингушетии не обязательно было ехать в Москву, так как они часто приезжают в республику. 14 февраля 2018 года пресс-служба главы РИ сообщила о том, что группа вынужденных переселенцев, прибывших из Ингушетии в Москву, провела возле здания Государственной думы пикет. Согласно этому же источнику, глава Ингушетии поручил республиканскому Совету безопасности установить всех участников несанкционированной акции, изучить их мотивы и кто за ними стоит, а зампреду правительства РИ Магомеду Гогиеву подготовить справки по каждому вынужденному переселенцу, участвовавшему в акции, и обнародовать их имена на сайте главы Республики Ингушетия. 

Факт проведения пикета опровергла и лидер инициативной группы вынужденных переселенцев Мадина Дзортова, которую, собственно, и обвиняли в организации акции. По словам Дзортовой, 14 февраля она с двумя женщинами пришла в Думу на встречу с депутатом от Ингушетии Алиханом Харсиевым, к которому заранее записалась на прием, и поэтому беспрепятственно, по пропускам, прошла в государственное учреждение. Встреча продлилась не больше получаса. Представители вынужденных переселенцев рассказали депутату о своих проблемах и чаяниях, выслушали его позицию и ушли. С другим народным избранником, Юшей Газгиреевым, вынужденные переселенцы запланировали встретиться в конце февраля, но уже в Ингушетии. «Никаких акций и демонстраций мы не проводили, и нам непонятно, кто и с какой целью дезинформирует главу республики», – заявила Дзортова.

С докладом о жилищных проблемах вынужденных переселенцев выступил руководитель Представительства ПЦ «Мемориал» в г. Назрань Тамирлан Акиев. По его словам, первые переселенцы из Чечни появились в Ингушетии еще во время первой чеченской войны, в основном это были ингуши. Их правовые интересы регулировались федеральным законом «О вынужденных переселенцах» и Постановлением Правительства РФ за № 510 (от 30.04.1997 г.), на основании которого переселенцам начислялась денежная компенсация. Экономический кризис 1998 года обесценил эту помощь. Компенсации оказалось недостаточно для приобретения или строительства жилья. Получив эти деньги люди автоматически лишались статуса вынужденного переселенца, а значит возможности улучшать свои жилищные условия за счет государства. В последующие 20 лет вынужденные переселенцы с переменным успехом пытались доказать недостаточность государственной поддержки для жилищного обустройства. Многим удалось восстановить статус.

В 2002 году правительство РФ приняло федеральную целевую программу «Жилище», в рамках которой вынужденным переселенцам стали выдавать жилищные сертификаты. Несколько лет для Ингушетии выделялось не больше трех сертификатов в год, что, конечно, никак не отвечало реальным потребностям республики.

С мертвой точки проблема сдвинулась после того, как в декабре 2009 года Правительство РФ приняло новую целевую программу «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы». По инициативе руководства Ингушетии в эту программу включили вынужденных переселенцев из Чечни, для которых в республике стали строить многоквартирные дома. По официальным данным в период с 2007 по 2017 годы, выдано 539 государственных жилищных сертификатов и 1098 благоустроенных квартир.

В декабре 2015 года ГосДума РФ приняла поправку к закону о вынужденных переселенцах, согласно которой все, кто получил компенсацию, возвратную ссуду или иную государственную поддержку, лишаются статуса вынужденного переселенца, а, следовательно, и право на получение жилья или сертификата. Новая поправка к закону лишила многих людей последней надежды на получение жилья. По мнению правозащитников, эта инициатива , противоречит нескольким статьям Конституции РФ, в том числе праву на жилище и придает обратную силу закону, тем самым ухудшая положение вынужденных переселенцев. В конце декабря 2017 года для решения проблем вынужденных переселенцев из Чечни по поручению Главы РИ была создана специальная рабочая группа под руководством зампредседателя Правительства РИ Магомеда Гогиева, в которую, в том числе, были включены и представители вынужденных переселенцев. В течение месяца рабочая группа составила списки из порядка 280 семей, которым не продлен статус, - отметил Т. Акиев.

Заместитель председатель Правительства РИ Магомед Гогиев в своем выступлении разделил на несколько категорий тех, кому было отказано в продлении статуса вынужденных переселенцев. Это те, кто получил денежную компенсацию, согласно Постановлению Правительства РФ №510 до дефолта и после него, компенсацию в размере 350 тысяч рублей после второй чеченской кампании для обустройства на территории Чечни, а также те, кто получил ссуду, земельные участки, материнский капитал, имеет наследованное жильё, те, кто не продлил статус вынужденного переселенца по личной причине.

Списки тех, кому статус не продлили, специально созданная для решения этих вопросов комиссия, направила в прокуратуру для проверки законности вынесенных решений в отношении этих людей. Списки не окончательные, так как в комиссию продолжают обращаться люди. Работа продолжается.

Евкуров добавил, что ещё раньше, когда представители вынужденных переселенцев обращались к нему по поводу нарушений их прав и на то, что помощь получают те люди, кто никогда не жил в Чечне, он предложил опубликовать списки тех, кто претендует на жильё в республиканской газете «Сердало», а представителям переселенцев выявить тех, кто, по их мнению, попал туда незаконно. Но, подчеркнул Евкуров, вынужденные переселенцы такой информации не предоставили. Глава республики считает, что необходимо тщательно разбираться по каждой категории вынужденных переселенцев и учитывать все обстоятельства и нюансы. Например, те, кто получили компенсацию до дефолта, по его мнению, имели возможность приобрести жильё или те, кто получил в наследство жильё по дарственной, тоже не могут претендовать на господдержку. «Будем разбираться по закону, – заключил Евкуров, – и дождёмся результатов проверки прокуратуры». Он также предложили задействовать Конституционный суд Ингушетии для изучения вопроса подачи иска вынужденных переселенцев в Конституционный суд России.

О нарушениях социальных прав граждан Ингушетии рассказал в своём докладе Уполномоченный по правам человека в РИ, Джамбулат Оздоев. Статистические данные приведённые в его докладе, основаны на обращениях и жалобах жителей республики, обратившихся в аппарат Уполномоченного в 2017 году. В число наиболее частых запросов попали обращения связанные с улучшением жилищных условий граждан, жалобы на случаи занижения размера пенсий, неправомерного назначения пенсионных выплат и нарушения сроков рассмотрения пенсионных дел, а также на отказ от компенсации за присмотр и уход за детьми в детских дошкольных учреждениях. Кроме того, имели место жалобы на задержку выплаты ежемесячного детского пособия, а также на отказ в выдаче ежемесячных рецептов по обеспечению бесплатным молочным детским питанием малышей, не достигших 2-х летнего возраста.

Также, по словам Д. Оздоева, за защитой прав обращаются больные, страдающие орфанными (редкими) и онкологическими заболеваниями, которые имеют право на льготное лекарственное обеспечение за счет республиканского бюджета. Кроме этого, за поддержкой обращаются инвалиды, жалующиеся на отсутствие путевок на санаторное-курортное лечение. Актуальными остаются обращения по поводу нарушений трудовых прав, в частности, в случаях задержки или снижения заработной платы.

Присутствовавший на встрече представитель Государственной инспекции труда сказал, что на данный момент существует задолженность по зарплате на нескольких предприятиях, но этот вопрос находится на постоянном контроле и в течение 1-2 месяцев возникающие задолженности погашаются. Длительных задолженностей по выплатам зарплаты в республике нет.

На Совете выступил также председатель Общественной палаты по РИ Мовлат-Гири Дазгиев, который рассказал о том, что к предстоящим выборам президента РФ в республике создан корпус общественных наблюдателей. После внесения в избирательное законодательство изменений Общественным палатам представили права направлять на избирательные участки своих наблюдателей. В Ингушетии Общественная плата заключила соглашение с 10-ю НКО, которые делегировали своих представителей для участия в качестве наблюдателей на выборах. По словам Дзагиева, на 137 избирательных участков республики необходимо 274 наблюдателя. Общественная палата для этого привлекла 301.

С текстом доклада Тамирлана Акиева вы можете познакомиться, скачав документ в любом из доступных форматов:

Поделиться: