Бубеев Андрей Борисович родился 11 декабря 1975 года в Твери, проживал там же, образование высшее техническое, женат, на иждивении двое несовершеннолетних детей, временно безработный. С учётом неотбытого наказания осуждён к 2 годам 3 месяцам колонии-поселения по ч. 2 ст. 280 («Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, совершенные с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей») и по ч. 2 ст. 280.1 («Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, совершенные с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей») УК РФ. 23 декабря 2016 года переведён в колонию общего режима. Находился под стражей с 24 мая 2015 года, освободился 23 августа 2017 года..
Ранее приговорён к 1 году колонии-поселения по ч. 1 ст. 282 («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства») и по ч. 1 ст. 222 («Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение боеприпасов»). По ст. 282 УК РФ Бубеев получил 10 месяцев колонии, а по ст. 222 УК РФ — 5 месяцев. Судебное разбирательство проходило в особом порядке (по словам жены, признать вину Бубеева уговорил адвокат по назначению, манипулируя его недостаточной юридической грамотностью).
Суть обвинения
В рамках второго дела обвиняется в публикации на своей странице «Вконтакте» статьи за подписью Бориса Стомахина «Крым — это Украина!» и рисунка, на котором рука выдавливает зубную пасту из тюбика, с надписью «Выдави из себя Россию».
По первому приговору осуждён за публикацию «Вконтакте» рисунков, фото и текстов, которые якобы возбуждают ненависть к русским и «гражданам Российской Федерации, российским военнослужащим, гражданам Российской Федерации, поддерживающим Президента Российской Федерации, сотрудникам правоохранительных органов, россиянам, испытывающим патриотические чувства». По ст. 222 УК РФ приговорён за хранение патронов для охотничьего карабина.
Ход дела
В начале апреля 2015 года по заявлению одного из пользователей «Вконтакте» против Бубеева было возбуждено уголовное дело. 27 апреля он был объявлен в федеральный розыск. Под стражей находится с 24 мая 2015 года, когда правоохранительные органы обнаружили его на даче с семьёй. Там же оперативники нашли патроны, подходящие к зарегистрированному карабину.
Приговор по ст. 282 и 222 УК РФ вынесен 28 августа 2015 года. В колонию не этапирован, так как ФСБ начала расследование нового дела. Судебное разбирательство по нему началось 17 февраля 2016 года, в дело в качестве адвоката по соглашению вступила Светлана Сидоркина, процесс был отложен для её ознакомления с материалами. 5 мая 2016 года Заволжский районный суд Твери приговорил Андрея Бубеева к 2 годам лишения свободы в колонии-поселении. С учетом предыдущего приговора Бубеев проведет в колонии 2 года 3 месяца, кроме того, суд лишил его права права пользоваться интернетом на 1 год. 23 декабря 2016 года Андрей Бубеев был переведён в колонию общего режима. Андрей Бубеев освободился 23 августа 2017 года.
Основания признания политзаключённым
1. Лишение свободы связано исключительно с выражением мнения (наказание за хранение патронов уже отбыто).
В рамках нового дела:
Статья «Крым — это Украина!» говорит о том, что возвращение Крыма Украине должно стать объединяющей и сверхзначимой идеей для российских диссидентов, придерживающихся антиимперских взглядов. Автор при этом заявляет, что возвращение Крыма возможно только при ликвидации РФ и считает неизбежным распад России.
Мы осуждаем оскорбительный и агрессивный тон статьи в отношении к так называемым «москалям», которые, по мнению автора, не заслуживают никакой жалости. При этом в тексте нет никаких конкретных рецептов, как именно предполагается добиться распада страны (единственный конкретный призыв — сделать транспаранты), нет планов по проведению боевых действий, прямых призывов к насилию. Согласно заключению эксперта, побуждения к сепаратизму выражены в косвенной форме, а адресат — «деперсонифицированная группа лиц». Эксперт указывает, что «идея сепаратизма представляется как позитивный и естественный процесс для российского общества», а также есть фрагменты, направленные на оправдание и обоснование («подкрепление фактами, серьёзными убедительными доводами практики совершения каких-либо действий»).
Мы полагаем недопустимым запрещать обсуждение практик сепаратизма как в теории, так и применительно к какой-либо стране, оценку таких практик, в том числе положительную, приведение доводов и фактов в пользу своей точки зрения.
Репост рисунка, на котором рука выдавливает зубную пасту, с надписью «Выдави из себя Россию» сопровождается резким текстом от страницы «Украинский наступ». Прямых призывов он также не содержит, что подтверждает и заключение эксперта («побуждение выражено в косвенной форме»). Неизвестный автор текста критикует настрой российской оппозиции (в контексте готовящегося схода в поддержку братьев Навальных) и заявляет, что единственный протестный лозунг может звучать лишь как «России быть не должно», а протест заключаться в «активном уничтожении России». Какие именно действия для этого следует предпринимать, также не указано: «как то делали чеченцы в своё время» — неясная формулировка (кто именно? в какое время? и т. д.). С нашей точки зрения, эксперт необоснованно считает, что это указание на «результативные действия».
В рамках первого дела:
Основная часть материалов, вменённых Бубееву в рамках первого дела, не вызывает ничего, кроме недоумения. Среди них:
-
анонимный рассказ о свежих могилах в июне-октябре 2014 года на ростовском кладбище с фото (неизвестный автор комментирует: «Пока украинских солдат хоронят как Героев, «ополченцев» закапывают как собак», но ни слова не говорит о том, что под «ополченцами» подразумевает россиян);
-
видео «Танки и бронетехника РФ, большая колонна фашистского агрессора на границе с Украиной 20.01.2015», сопровождённое комментарием о том, что снимавшие видео радуются вторжению;
-
анонимное свидетельство о том, что морги «Новороссии» переполнены, поэтому сотрудники выкладывают трупы солдат РФ на поддонах во дворе с фото поддонов и комментарием «Всем хватит»;
-
новость о пожаре в Генштабе ВС России, сопровождённое фото премьер-министра Украины Арсения Яценюка, поднимающего большой палец;
-
четверостишье «Ты будешь выть, немытая Россия,// Как сука, потерявшая щенят,// Когда под пушек залпы громовые// В гробах закрытых понесут твоих солдат» с фото бойца украинского батальона «Азов» (в стихотворении нет ни призывов, ни оскорблений в адрес солдат, ни даже одобрения этой ситуации);
-
«Памятка разведчика», опубликованная на странице «Азова»;
-
текст Андрея Шипилова, предупреждающего украинцев о том, что не все россияне, выступающие против Путина, поддерживают Украину (не содержит никаких оскорблений);
-
описание техники нанесения ударов ножом (нет информации о чьих-либо планах применить эту технику, нет никакой связи с темой российских граждан и военнослужащих).
Очевидно, что единственным критерием, который объединял бы весь этот разнородный контент, может являться лишь предполагаемая поддержка Украины в вооружённом конфликте с Россией. Несмотря на то что российские власти официально отрицают участие в этой войне, следствие заметило в упоминаниях о батальоне «Азов» и о конфликте на юго-востоке Украины в целом враждебность в отношении российских вооружённых сил.
2. Заключение под стражу не соответствует степени общественной опасности вменённых текстов.
Во-первых, следует учесть, что Бубеев не делал собственных комментариев к репостам, поэтому конкретизировать его умысел сложно. Возможно, он согласен с текстами частично или вкладывает в них собственный смысл. Так или иначе, информации о том, что обвиняемый пытался вдохновить кого-то на насилие или иные действия, нет.
Во-вторых, нет и информации о читателях, которые бы вдохновились «косвенными побуждениями» и занялись бы противоправными действиями. В обвинительном заключении пересказываются дословно повторяющие друг друга показания двух женщин, которые были приглашены сотрудниками ФСБ в качестве незаинтересованных лиц для оценки записей: обе восприняли публикации и их автора негативно, сепаратистской и экстремистской деятельностью заниматься не стали. Кроме того, даже если читатель убедится в необходимости «уничтожения России», ему не предлагается инструкций к действиям, которые могли бы создавать реальную опасность (ему рекомендуется «жить ради возвращения Крыма Украине», «выдавить из себя Россию», «срыть империю» и т. д.).
Признание лица политзаключённым не означает ни согласия Правозащитного центра «Мемориал» со взглядами и высказываниями признаваемых политзаключёнными лиц, ни одобрения их высказываний или действий.
Вину не признаёт.
Адвокат: Сидоркина Светлана Ивановна.
Как помочь
Яндекс-кошелёк жены Бубеева 410014045201389
Ссылки на публикации в СМИ:
http://kasparov.ru/material.php?id=56BAF820BAA08
Дата обновления справки: 23.08.2017 г.