Чем известен оппозиционер, и каким будет его политическое будущее
8 августа из тамбовской колонии вышел на свободу Сергей Удальцов. Оппозиционер, координатор «Левого фронта», один из лидеров протестного движения 2011-2013 годов в июле 2014 года был признан виновным в организации массовых беспорядков и приговорен к 4,5 годам лишения свободы. Открытая Россия вспоминает, как складывалась политическая судьба единственного лидера оппозиции времен «болотных протестов», который получил реальный срок, что легло в основу его уголовного дела и каким может стать политик Сергей Удальцов 2.0.
Политическая карьера Сергея Удальцова начиналась в 1998 году, когда он, еще студент юрфака Московской государственной академии водного транспорта, организовал «Авангард красной молодежи». АКМ несколько лет был молодежным крылом движения «Трудовая Россия» Виктора Анпилова, до тех пор, пока в 2004 году между ним и Удальцовым не произошел конфликт.
«Авангард» после отделения стал набирать популярность среди левой молодежи в разных регионах России. АКМ провозглашал себя коммунистической организацией, специализирующейся на уличных протестных акциях. Например, в 2004 году активисты АКМ попытались захватить кабинет министра образования Андрея Фурсенко (по аналогии с проведенной накануне в августе акцией национал-большевиков с захватом кабинета министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова). Удальцов и его соратники задумывали провести акцию в рамках всероссийского протеста работников бюджетной сферы, но в итоге им не удалось найти нужный кабинет: активисты разбросали в коридоре листовки с требованиями повышения стипендий, после чего были задержаны милицией.
На базе АКМ постепенно сформировался «Левый фронт» — движение, объединяющее самый широкий круг представителей левой идеологии. Удальцов стал одним из координаторов «Левого фронта», который также провозглашал уличные акции основным методом борьбы.
Одной из заслуг Сергея Удальцова называют его способность договариваться с представителями других идеологических направлений: во второй половине 2000-х — начале 2010-х «Левый фронт» участвовал во многих оппозиционных акциях вместе с националистами и либералами.
Сергей Удальцов (справа) на акции партии «Авангард красной молодежи» в 2005 году. Фото: Федор Савинцев / ТАСС
С начала 2010-х «Левый фронт» стал важной частью общероссийского оппозиционного движения, а Сергей Удальцов после выборов в Госдуму в 2011 году стал одним из лидеров протеста, объединившего тысячи людей лозунгом «За честные выборы!». Удальцов был заявлен как один из организаторов почти всех уличных акций 2011-2013 годов, и почти каждая из них заканчивалась для него задержанием, штрафом или административным арестом.
24 декабря 2011 года состоялась одна из самых многочисленных акций оппозиции — тогда на проспект академика Сахарова с требованием отменить сфальсифицированные выборы в Госдуму вышли около 100 тысяч человек. Удальцов в тот момент отбывал очередной арест за «неповиновение сотрудникам полиции». Перед собравшейся толпой было показано видеообращение Удальцова, которое он записал накануне в спецприемнике. Тогда он в очередной раз озвучил идею создания комитета национального спасения, куда вошли бы все представители оппозиции.
Почти спустя год эта идея фактически была реализована — в октябре 2012 года был создан Координационный совет оппозиции, куда вошли сторонники левых, либеральных и националистических сил. Сергей Удальцов был одним из 45 депутатов, избранных в совет, — он занял 20-е место по количеству набранных голосов.
Самой масштабной и знаковой акцией продолжившегося в 2012 году протеста стал «Марш Миллионов» 6 мая, одним из главных идеологов которой был Сергей Удальцов. Акция, по разным оценкам, собрала от 50 до 100 тысяч человек и закончилась многочисленными столкновениями с полицией. Впоследствии по итогам событий на Болотной площади было возбуждено более тридцати уголовных дел, условно объединяемых сегодня в одно «болотное дело».
К «болотному делу» также относят и уголовное дело в отношении Сергея Удальцова и его соратников Константина Лебедева и Леонида Развозжаева. Формально основой для обвинений в адрес оппозиционеров стал фильм-расследование телеканала НТВ «Анатомия протеста — 2», показанный в октябре 2012 года. Первая часть фильма вышла в марте 2012 и рассказывала о представителях российской оппозиции, которые якобы подкупают людей для участия в протестных митингах. Героем второй серии фильма стал Сергей Удальцов. В основу легли аудио- и видеофайлы, якобы переданные руководителю отдела расследований НТВ Алексею Малкову на улице «неизвестным мужчиной грузинской национальности». На видеозаписи видно, как человек, похожий на Сергея Удальцова, и его соратники Леонид Развозжаев и Константин Лебедев общаются с неизвестными мужчинами. По утверждению журналистов НТВ, на видео запечатлена встреча российских оппозиционеров с главой комитета по обороне и безопасности парламента Грузии Гиви Таргамадзе и его соратниками. В фильме делается вывод о том, что на этой встрече обсуждался вопрос финансирования российской оппозиции из-за рубежа: якобы Таргамадзе и российские олигархи, проживающие за границей, готовы выделить оппозиции 200 миллионов долларов для проведения революции в России, которая должна была начаться с захвата власти в Калининграде и Владивостоке.
Сергей Удальцов, октябрь 2012 года. Фото: Павел Птицын / ТАСС
Спустя несколько дней после премьеры фильма Следственный комитет начал доследственную проверку и вызвал Удальцова на допрос. Журналисты НТВ не смогли предоставить следствию оригиналы записей, полученных от неизвестного мужчины, так как «они были утеряны». Удальцов тогда рассказывал, что не исключает, что на записи присутствует его голос, однако предполагает, что с помощью монтажа его речь была «скомпилирована» из разных фрагментов: «они взяли какие-то кадры и отдельные аудиозаписи, а они меня слушают тотально и по телефону, и в помещениях. В застолье с друзьями можно о чем угодно говорить». Позже на суде создатели фильма рассказали, что монтаж звука действительно применялся, но ограничивался лишь наложением аудиофрагмента на видео.
26 октября 2013 года Удальцову были предъявлены обвинения в организации массовых беспорядков, в качестве меры пресечения для него суд ограничился подпиской о невыезде. Константин Лебедев же был оставлен под арестом, чем, по мнению Удальцова, следствие было намерено психологически надавить на его соратников, чтобы выбить из них признательные показания и донос на самого Удальцова.
Впоследствии Константин Лебедев, признав свою вину, заключил сделку со следствием — он получил 2,5 года лишения свободы. Свое решение он объяснял тем, что «у следствия есть исчерпывающие доказательства нашей вины» и тем, что у Следственного комитета уже была явка с повинной Леонида Развозжаева. Сам Удальцов тогда предполагал, что Развозжаева вынудили оговорить себя и своих товарищей под пытками.
9 февраля 2013 года Сергей Удальцов был помещен под домашний арест. Это помешало ему участвовать в работе Координационного совета оппозиции (который спустя полгода фактически перестал существовать) и проводить протестные акции.
24 июля 2014 года Мосгорсуд признал Удальцова виновным в организации массовых беспорядков и осудил оппозиционера на 4,5 года лишения свободы, с отсчетом срока с момента помещения под домашний арест. К такому же сроку и штрафу в 150 тысяч рублей был приговорен Леонид Развозжаев. Он вышел на свободу в апреле 2017.
До сегодняшнего дня Удальцов отбывал наказание в тамбовской колонии № 3. За время заключения он сделал несколько громких политических заявлений, дававших понять, что после освобождения Удальцов может продолжить заниматься политикой, но в то же время ставящих под вопрос сотрудничество со вчерашними соратниками по оппозиционному движению.
Сергей Удальцов. Фото: Анастасия Удальцова / Facebook
В частности, одним из таких заявлений стало высказывание поддержки аннексии Крыма и ведения войны на Донбассе.
Вопрос о поддержке Крыма и Новороссии может стать ключевым в дальнейшей политической судьбе Сергея Удальцова, считает политолог Сергей Маркелов. В частности, его позицию будет определять то, куда больше будет направлено внимание Удальцова — на проблемы внутри страны или на внешние вызовы: «Все будет зависеть от того, чего он как политик захочет. Захочет снова стать занозой для сегодняшней российской власти — будет говорить о том, что вся история с Крымом незаконная, будет говорить о сложностях ДНР и Крыма, о неправильной позиции России. Если будет заниматься внутрироссийскими проблемами, фактически это то, с чего он начинал, то, соответственно, будет обходить эти темы. Сейчас самое главное — концепт политика Удальцова. Удальцова 2.0, как сейчас модно говорить».
Политолог считает, что вероятность возвращения Удальцова в политику высока, однако основной вызов, который будет перед ним стоять — возможность влиться в текущую повестку и заново обрести соратников: «Главный вопрос — насколько сформируется переход от одинокого борца с властью к командной работе, без которой сегодня невозможно. В ближайшее время он отдохнет, и ему нужно будет определить свою позицию. Парень получили четыре года „удовольствия“, поэтому сейчас важно понять, испугался он этого или нет, переосмыслил или нет, готов ли входить в команды или нет, будет ли входить к оппозиционерам, будут ли они вести с ним диалог. Теперь он имеет статус сидельца — нужно понимать, насколько интеллигентные силы типа того же „Яблока“ готовы вести диалог с сидельцем, насколько он впишется в эту среду или же придумает свой новый концепт политической позиции».
В период протестов 2011 — 2013 годов Удальцова и Навального безусловно считали ключевыми лидерами возможной революции. Существование подобного тандема в 2017 году возможно, считает Сергей Маркелов, но такой союз, скорее, будет давать «оппозиционную энергетику», а не реальное политическое взаимодействие:
«У этих ребят есть одна большая проблема — они не умеют работать коллективно. Все-таки был Д’Артаньян и три мушкетера, не могло быть четырех Д’Артаньянов. Есть определенные управленческие правила, правила командной работы. Встает вопрос — насколько две разные головы смогут работать вместе. Они оба харизматичные, оба со своими правилами. Стоит ли соединять политический мир Удальцова и политический мир Навального — не знаю. Может быть, на определенных этапах они смогут объединиться и породить какую-то совместную энергетику, но думаю, напрямую взять две картинки и соединить в один политический тандем не получится».
10 августа Сергей Удальцов планирует провести пресс-конференцию в Москве, на которой поделится мнением о перспективах сегодняшней российской оппозиции.