P { margin-bottom: 0.08in; } 4 марта 2013 года Невский районный суд г. Санкт-Петербург санкционировал содержание под стражей до 25 апреля 40-летнего жителя города Бекирова Ширази Аладдин оглы. Гражданин России, родившийся в Азербайджане, был задержан сотрудниками ФСБ вечером 2 марта
P { margin-bottom: 0.08in; }
4 марта 2013 года Невский районный суд г. Санкт-Петербург санкционировал содержание под стражей до 25 апреля 40-летнего жителя города Бекирова Ширази Аладдин оглы.
Гражданин России, родившийся в Азербайджане, был задержан сотрудниками ФСБ вечером 2 марта 2013 года в качестве подозреваемого по делу о «Нурджулар». Уголовное дело в отношении Бекирова по статье 282-2, части1 УК РФ (организация деятельности экстремистской организации, запрещенной решением суда) было возбуждено 28 февраля.
Хотя в соответствии с поправками к УПК РФ, принятыми 30 декабря 2012 года, избрание меры пресечения в виде заключения под стражу в уголовных делах по статье .282-2 УК РФ возможно лишь при наличии исключительных обстоятельств, которых в данном случае не было, суд в Санкт-Петербурге проигнорировал требование закона. (К сожалению, это не единственный случай. В настоящее время более десяти мусульман, подозреваемых или обвиняемых по этой статье Уголовного кодекса, незаконно содержатся в СИЗО в Москве, Татарстане и Башкортостане).
Бекиров находился в «черных списках» ФСБ по крайней мере несколько лет. Его имя упоминалось в материалах уголовного дела о «Нурджулар», расследовавшегося в 2011 году в Ульяновске. Он был одним из подписавших на сайте «Голос ислама» недавнее обращение к президенту Владимиру Путину с призывом прекратить преследование служителей ислама в Новосибирске, в отношении которых было выдвинуто аналогичное обвинение.
По информации пресс-службы УФСБ, 2 марта около 22 часов вооруженные сотрудники спецназа ФСБ проникли в квартиру в Невском районе Санкт-Петербурга и задержали пятерых граждан России, четверых граждан Азербайджана и гражданина Туркменистана. В гараже, который арендует Бекиров, были изъяты более двух тысяч книг Саида Нурси (по некоторым данным, большую часть этих книг составляли старые издания, приобретенные владельцем до их запрета в России).
Обыски были проведены по шести адресам. Все задержанные, кроме Бекирова, были освобождены после допросов утром 3 марта.
В репортаже «Первого канала» отмечается, что наблюдение за Бекировым и его гостями из Азербайджана и Туркменистана велось на протяжении нескольких недель. Вопреки обычной практике операция проводилась ФСБ без участия других ведомств.
На видеоролике пресс-службы ФСБ, размещенном на сайте агентства «Росбалт», демонстрируются кадры с изъятыми в квартире Бекирова книгами Саида Нурси на русском, турецком, арабском и других языках.
Видеокадры сопровождаются провокационными комментариями: «Имелись основания полагать, что экстремисты будут сопротивляться задержанию… Организация «Нурджулар» подозревается в сотрудничестве с террористическими организациями Турции. Кроме того, члены «Нурджулар» финансировали боевиков во время обеих чеченских кампаний».
В репортаже корреспондента «Пятого канала» Алексея Шанёва, вышедшем в эфир 4 марта, в адрес полумифической «Нурджулар» прозвучали обвинения в «подготовке боевиков и террористов-смертников», в том числе действовавших против российской армии в Чечне.
«Российская газета», ссылаясь на «источники в правоохранительных органах и спецслужбах», обвинила последователей «Нурджулар» в причастности к шпионажу на территории России в интересах турецкой разведки и ЦРУ США, а также сообщила, что книги Саида Нурси якобы запрещены в Турции.
Как видно из этих и других материалов, ФСБ продолжает попытки манипулировать СМИ путем предоставления ложной информации, формируя таким образом атмосферу недоверия и вражды.
По мнению Правозащитного центра «Мемориал», обвинение последователей Саида Нурси в экстремизме является необоснованным (подробнее см. доклад «Российские спецслужбы против Рисале-и Нур»).
После террористических актов в Татарстане летом 2012 года российские спецслужбы усиливают давление на независимые мусульманские группы, в том числе на мирные религиозные сообщества, изучающие труды турецкого исламского ученого Саида Нурси. В январе 2013 года в федеральный список экстремистских материалов добавлены два новых издания его работ на русском языке, опубликованные в Турции. Два сайта с книгами Саида Нурси были запрещены как «угрожающие национальной безопасности». В феврале суд в Калининграде запретил еще 16 книг и брошюр Саида Нурси. В том же месяце уголовные дела о «Нурджулар» были возбуждены в Татарстане. Продолжаются суды над обвиняемыми в принадлежности к этой организации в Новосибирске и Челябинске, недавно завершилось следствие в Калининграде.
Представители мусульманского сообщества не исключают, что обыски и аресты по сомнительным делам об экстремизме в ближайшие месяцы могут затронуть и другие регионы России.
Виталий Пономарев — руководитель программы противодействия фабрикации дел об исламском экстремизме ПЦ «Мемориал»