ПЦ «Мемориал» незаконно ликвидирован. Сайт прекратил обновляться 5 апреля 2022 года
Сторонники ПЦ создали новую организацию — Центр защиты прав человека «Мемориал». Перейти на сайт.
Статья УК: 
Написать письмо

308017, г. Белгород, ул. Константина Заслонова, д. 169 «а», ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Белгородской области, Дубойскому Вадиму Александровичу, 1990 г. р. Электронное письмо можно отправить через службы «РосУзник» или «ФСИН-письмо».

Дубойский Вадим Александрович

Дубойский Вадим Александрович родился 28 февраля 1990 года. Гражданин Беларуси. Житель Бреста. Обвиняется по ч. 2 ст. 293 УК РБ («Участие в массовых беспорядках, сопровождавшихся насилием над личностью, погромами и уничтожением имущества», до 8 лет лишения свободы). Осенью 2020 года уехал в Россию. Под стражей в РФ с 11 апреля 2021 года.

Полное описание

Описание дела

10 августа 2020 года следственными органами Республики Беларусь по Брестской области возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 293 УК РБ в отношении неустановленных лиц в связи с их участием в массовых беспорядках, сопровождавшихся насилием над личностью, погромами и уничтожением имущества. По озвученным в январе 2021 года Следственным комитетом области данным, «следствие установило 66 участников массовых беспорядков» в Бресте.

11 августа 2020 года Вадим Дубойский был задержан белорусскими силовиками в ходе разгона массовой демонстрации протеста против фальсификации президентских выборов, прошедших 9 августа.

По словам Дубойского, его вместе с ещё семерыми задержанными держали и избивали в течение трёх суток в подвале Дома правосудия в Бресте (в этом здании размещаются несколько судов региона), а затем заставили подписать текст об отсутствии претензий к силовым структурам и отпустили без оформления протоколов.

Через несколько дней Вадим Дубойский обратился в городскую больницу, в которой поставили диагноз: «Ушиб правого бедра и ушиб левой половины грудной клетки».

4 сентября 2020 года Дубойского задержали по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 293 УК РБ, на выходе из дома и увезли в Следственный комитет. Неделю он содержался в изоляторе временного содержания (ИВС) Ленинского района Бреста, а затем был выпущен под подписку о невыезде.

В сентябре 2020 года Вадим Дубойский уехал в Москву.

После этого Следственный комитет Беларуси объявил его в розыск как обвиняемого по делу об участии в массовых беспорядках. Известно, что брестские силовики вызывали на допросы его мать и просили опознать сына на видеозаписи. СК РБ направил в Генпрокуратуру РФ запрос о выдаче Дубойского.

Изначально в России молодой человек планировал подать заявление на предоставление временного убежища, но после случаев задержаний граждан Беларуси по запросам властей этой страны, решил подавать на убежище в Украине.

11 апреля 2021 года Дубойский был задержан российской погранслужбой при попытке перехода российско-украинской границы вне пункта пропуска в Белгородской области РФ.

16 апреля 2021 года суд арестовал его и поместил в СИЗО Белгорода. Вадим Дубойский подал документы на получение статуса беженца и временного убежища в РФ.

4 августа 2021 года стало известно, что Генпрокуратура РФ удовлетворила запрос белорусских властей и вынесла постановление об экстрадиции обвиняемого. В постановлении указано, что Вадим Дубойский обвиняется в том, что во время протестов в Бресте «совместно с иными лицами переместил на проезжую часть не менее трёх скамеек, участвуя тем самым в возведении баррикад». Кроме того, Дубойский, также вместе с другими лицами, якобы разбивал тротуарную плитку. В результате действий протестующих «одному из сотрудников органов внутренних дел причинены лёгкие телесные повреждения, не менее двадцати пяти сотрудникам – побои».

При этом силовиков, которые избивали самого Вадима, белорусские власти якобы не смогли установить.

9 сентября 2021 года Белгородский областной суд отклонил жалобу защиты Вадима Дубойского на постановление российской Генпрокуратуры о его выдаче по запросу Беларуси. В суде прокурор зачитал постановление белорусских правоохранительных органов об отказе в возбуждении уголовного дела из-за избиений Дубойского после задержания в августе 2020 года. В постановлении подтверждается, что его действительно задерживали. Медэксперт подтвердил, что телесные повреждения были, и могли быть нанесены в период задержания. Но, как считают правоохранители, милиция по закону может применять насилие в случае совершения противоправных действий, которые Вадим якобы совершал и, таким образом, насилие к нему применялось обоснованно.

В октябре 2021 года адвокат подал жалобу в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) на решение России об экстрадиции Дубойского и неоправданное лишение свободы. В жалобе утверждается, что экстрадиция представляет угрозу жизни Вадима, а также создаёт угрозу применения к нему пыток, жестокого и бесчеловечного обращения. Таким образом, в ней обосновывается нарушение в его отношении статей 2 («Право на жизнь»), 3 («Запрет пыток») и 5 («Право на свободу и личную неприкосновенность») Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

20 октября 2021 года ЕСПЧ применил правило № 39 своего регламента и запретил России экстрадировать Вадима Дубойского, пока его дело не будет рассмотрено в Страсбурге. ЕСПЧ согласился с доводами адвоката, который указал на противоправное политическое преследование и возможность пыток Дубойского в случае его выдачи белорусским властям.

21 октября 2021 года федеральный судья Первого апелляционного суда в Москве Сергей Вячеславович Курохтин отклонил жалобу защиты и оставил в силе решение Белгородского областного суда о правомочности решения Генпрокуратуры РФ об экстрадиции Дубойского. Однако он продолжает находиться в белгородском СИЗО в ожидании рассмотрения его дела в ЕСПЧ.

Основания признания политзаключённым

Президентские выборы в Беларуси 9 августа 2020 года, в результате которых, по официальным данным властей страны, победил Александр Лукашенко, вызвали мощную волну мирного гражданского протеста в связи с огромными масштабами фальсификаций. Оппозиция отказалась признавать результаты выборов, требуя пересчёта голосов и повторного проведения выборов. Белорусские силовики под руководством Александра Лукашенко крайне жестоко подавляли протестные акции. Многие задержанные подверглись пыткам, некоторые были убиты или пропали без вести. В Бресте от огнестрельного ранения 11 августа 2020 года в голову, произведённого силовиком, умер Геннадий Шутов. При этом неизвестно ни об одном случае привлечения к ответственности сотрудников правоохранительных органов, хотя есть многочисленные сообщения о неправосудном преследовании подвергшихся полицейскому насилию граждан, включая журналистов.

Результаты выборов в Беларуси не были признаны большинством стран Европы, а также США и Канадой. Насилие в отношении протестующих со стороны белорусских силовиков осудили ключевые международные организации, против руководства государства были введены санкции.

Власти используют уголовное преследование в качестве основного инструмента для подавления любых попыток проявления несогласия с нелегитимной властью и устрашения общества с целью не допустить реализации гражданами своих конституционных прав. Участников акций протеста против фальсификации итогов голосования на выборах президента приговаривают к показательно большим срокам наказания по различным обвинениям, включая обвинения в участии в массовых беспорядках.

 

На 31 января 2022 года в Беларуси насчитывается 1004 политзаключённых, признанных таковыми согласно международному Руководству по определению понятия «политический заключённый» группой ведущих правозащитных организаций страны. По данным белорусского правозащитного центра «Весна», на конец января 2022 года известно о более 2200 уголовно преследуемых за протесты против сфабрикованных результатов президентских выборов 2020 года и о возбуждении более чем 5500 уголовных дел, связанных с протестами.

 

В 2021 году Верховный комиссар ООН Мишель Бачелет, представляя в Совете по правам человека доклад о ситуации, сложившейся в Беларуси в контексте выборов президента в 2020 году, заявила, что события после них привели к беспрецедентному для этой страны кризису в сфере прав человека. Систематическое нарушение основных прав и свобод, массовые незаконные аресты и задержания участников и организаторов в большинстве своём мирных протестов, критиков власти и диссидентов, сотни сообщений о пытках и жестоком обращении, запугивание и преследование оппозиции, журналистов, правозащитников и других граждан страны – все эти нарушения, по словам Мишель Бачелет, происходили «в условиях безнаказанности и способствовали созданию атмосферы страха»

 

В марте 2021 года члены Совета ООН по правам человека одобрили резолюцию, в которой авторы выражают «серьёзную озабоченность в связи сообщениями, что в преддверии президентских выборов 2020 года и после них в Беларуси были совершены нарушения прав человека, включая многочисленные акты пыток, произвольные задержания и аресты, нападения, запугивание и произвольное лишение свободы… людей, стремящихся мирно осуществлять свои гражданские и политические права». 24 сентября 2021 года на 48-й сессии Совета по правам человека ООН Верховный комиссар Мишель Бачелет подчеркнула, что ситуация с правами человека в Беларуси в 2021 году продолжает ухудшаться.

 

ПЦ «Весна» констатирует, что в 2021 году уголовное преследование граждан оставалось основным видом политических репрессий, применяемых властями Беларуси. «Весне» известно о 1285 осуждённых по политическим делам в течение указанного года.

Ситуация с соблюдением прав человека в Беларуси признана международными структурами неудовлетворительной, и наиболее уязвимой группой являются оппозиционные активисты – такой вывод, в частности, сделан в докладе Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ).

Практикой Европейского суда по правам человека СПЧ – дело Y. P. и L. P. против Франции – констатируется недопустимость выдачи оппозиционных активистов в Беларусь в связи с высоким риском того, что они будут подвергнуты пыткам и бесчеловечному обращению, а также будет нарушено их право на справедливое судебное разбирательство. Это подтверждает опасения, что в случае экстрадиции в Республику Беларусь, Вадиму Дубойскому не будет обеспечено справедливое судебное разбирательство, более того, с высокой вероятностью он будет подвергнут пыткам и жестокому обращению, что будет прямым нарушением его прав, гарантированных ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Предъявленное Дубойскому обвинение, по имеющимся данным, является необоснованным. Процессуальные документы не содержат описаний конкретных преступных действий, совершённых непосредственно им. Отсутствие указаний на конкретные деяния обвиняемого, образующие состав преступления, исключает возможность их оценки с точки зрения наказуемости в РФ и, соответственно, выдачи его властям РБ. 

Вадим Дубойский не обвиняется в применении насилия в отношении конкретных лиц, только в абстрактном участии в массовых беспорядках, тогда как опыт показывает, что, если бы были малейшие поводы для такого обвинения, оно было бы предъявлено.

«Нам предъявлялись на судебных заседаниях только процессуальные документы. И везде просто в общих чертах цитируется статья – без конкретики, что именно он сделал», – говорит адвокат Денис Рева. Адвокат отмечает, что в имеющихся документах нет ссылок на доказательства, ни фотографий, ни свидетельств того, что Вадим Дубойский совершал преступные действия.

«В материалах дела, – рассказывает руководитель проекта помощи белорусским беженцам комитета «Гражданское содействие» Дина Мусина, с которыми я ознакомилась ещё в самом начале, я не нашла никакого состава преступления. Это абсолютно сфабрикованное дело. Есть фотография Вадима на акции, но это ничего не доказывает. Это просто говорит о том, что он был на мирном протесте».

Как указано выше, сам Следственный комитет Беларуси в своих документах фактически признаёт и оправдывает избиение силовиками Вадима Дубойского.

При вышеизложенных обстоятельствах правомерность и обоснованность уголовного преследования участников акций протеста в Белоруссии вызывают огромные сомнения. Поэтому обвиняемые должны быть ограждены от преследования до тех пор, пока не станет возможным гарантировать справедливое разбирательство. В деле Вадима Дубойского политическая мотивированность обвинения очевидна, в частности, поскольку в настоящее время он, по всей видимости, лишён свободы исключительно в связи с реализацией своего права на свободу мирных собраний.

Руководствуясь ст. 1 ФЗ «О беженцах», определяющей, что «беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку… принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны»ст. 63 Конституции РФ, утверждающей, что «в Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения», а также ст. 1 «Конвенции о статусе беженцев» 1951 года и ст. 1  «Протокола, касающегося статуса беженцев» к ней 1967 года, мы считаем, что Вадим Дубойский является беженцем. Согласно п. 1 ст. 14 Всеобщей декларации прав человека «каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем».

Мы уверены в том, что на основании указанных правовых актов в выдаче Дубойского в Беларусь должно быть отказано и ему должно быть предоставлено убежище в РФ.

ПЦ «Мемориал», согласно международному Руководству по определению понятия «политический заключённый», находит, что лишение В. Дубойского свободы является политически мотивированным, направленным на удержание власти субъектами властных полномочий и на недобровольное прекращение или изменение характера его публичной деятельности и публичной деятельности других противников Александра Лукашенко. Лишение свободы было, как мы полагаем, применено исключительно в связи с ненасильственным осуществлением свободы мирных собраний, при отсутствии состава преступления, в нарушение права на справедливое судебное разбирательство, иных прав и свобод, гарантированных Конституциями России и Беларуси, Международным пактом о гражданских и политических правах и Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Лишение свободы явно непропорционально (неадекватно) фактическим действиям, в совершении которых он обвиняется.

Правозащитный центр «Мемориал» считает Вадима Дубойского политзаключённым. 

Признание лица политзаключённым не означает ни согласия ПЦ «Мемориал» с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий.

Адвокат: Денис Рева, сотрудничает с Московской Хельсинкской группой.

Как помочь

Адрес для писем и денежных переводов:

308017, г. Белгород, ул. Константина Заслонова, д. 169 «а», ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Белгородской области, Дубойскому Вадиму Александровичу, 1990 г. р.

Электронное письмо можно отправить через службы «РосУзник» или «ФСИН-письмо».

Сделать пожертвование можно также на счета Союза солидарности с политзаключёнными, открытые для помощи всем политзаключённым:

  • кошелёк Юmoney 410011205892134:

  • карту «Сбербанка России» № 5469 3800 7023 2177

Публикации в СМИ

Медиазона. В России начали экстрадицию брестчанина Вадима Дубойского несмотря на апелляцию, адвокат успел остановить процесс // http://mediazona.by/news/2021/09/23/stop

Настоящее время. Екатерина Мищук. Как из России выдают белорусов – вопреки угрозе пыток и запретам ЕСПЧ // http://currenttime.tv/a/kak-belorusov-vydayut-iz-rossii/31450698.html

Вот Так. «Спецслужбы работают». Российский суд решил экстрадировать белорусского активиста // http://vot-tak.tv/novosti/09-09-2021-vadim-dubojskij/

Русская служба Би-Би-Си. «Ты словил этого красавца?» Как люди Лукашенко охотятся за белорусами в России // http://bbc.com/russian/features-59513839

Дата обновления справки: 31.01.2022 г.

Развернуть

Новости по теме

11.02.2022 | 16:14
Правозащитный Центр «Мемориал»