ПЦ «Мемориал» незаконно ликвидирован. Сайт прекратил обновляться 5 апреля 2022 года
Сторонники ПЦ создали новую организацию — Центр защиты прав человека «Мемориал». Перейти на сайт.
Статья УК: 

Ахметзянов Ильдар Фоатович

Ахметзянов Ильдар Фоатович родился 12 июня 1977 года, мусульманин, проживал в городе Чистополе Республики Татарстан. Имеет среднее профессиональное образование, до ареста занимался розничной торговлей одеждой, женат, имеет троих детей 2003, 2007, 2008 годов рождения. В 2010 году был осуждён по обвинению в участии в деятельности «Хизб ут-Тахрир». 17 марта 2020 года Центральным окружным военным судом приговорён к 17 годам лишения свободы по ч. 1 ст. 205.5 УК РФ («Организация деятельности террористической организации»). Лишён свободы с момента задержания 10 октября 2018 года.

Полное описание

Описание дела

Суд счёл, что Ахметзянов И.Ф. являлся руководителем татарстанского звена международной религиозно-политической организации «Партия исламского освобождения» «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», запрещённой в РФ как террористическая (далее МТО «ХТ»). По мнению суда, Ахметзянов, «используя приобретённые им специальные познания и агитационные навыки, создавал условия для развития и функционирования законспирированных подразделений» этой организации на территории Татарстана.

Практически, согласно приговору, это выразилось в том, что он с названной целью «активно занимался организацией деятельности руководителей этих подразделений по приисканию среди верующих новых лиц, их последовательного склонения и вербовки» в МТО «ХТ», «воздействия на религиозные чувства верующих…, введением их в религиозное заблуждение путём подмены традиционного в исламе принципа его распространения в обществе идеями подстрекательства мусульман к организованной антиконституционной деятельности на территории РФ, основанными на доктрине непременного поэтапного создания теократического унитарного государства – Всемирного Халифата».

По утверждению суда, Ахметзянов в апреле и июле 2014 года, а также 10 марта 2017 года организовал в Казани «тайные агитационные собрания с участием подчинённых руководителей законспирированных подразделений МТО «ХТ» и её руководителя общероссийского уровня», сам Ахметзянов отчитывался о своей деятельности перед руководителем общероссийского уровня. Обосновывая свой вывод о виновности Ахметзянова, суд сослался на показания свидетеля - отбывающего наказание по такому же обвинению Зарипова, утверждавшего, что участвовал вместе с Ахметзяновым в трех конспиративных собраниях руководителей МТО «ХТ» и подтверждавшего статус Ахметзянова как руководителя татарстанского звена этой организации. Свидетельница Фархутдинова, освобождённая в 2014 году от уголовной ответственности за участие в деятельности МТО «ХТ» в связи с истечением срока давности и работавшая с 2011 года в ИП «Ахметзянов», показала, чтоб «была очевидцем участия Ахметзянова в организованном МТО «ХТ» пикете, целью проведения которого являлась поддержка мусульман, якобы подвергавшихся притеснению в г. Набережные Челны».

Также в качестве доказательства вины Ахметзянова суд ссылается на добытую оперативным путём аудиозапись, на которой, согласно показаниям свидетелей Зарипова и Фархутдиновой, зафиксирован отчёт И. Ахметзянова Э. Низамову, являвшемуся, по мнению суда, руководителем МТО «ХТ» общероссийского уровня, о состоянии дел и проблемных вопросах в татарстанском звене МТО «ХТ». Принадлежность одного из голосов Ахметзянову подтверждена также заключением судебной фоноскопической экспертизы. Из заключения комплексной лингво-религиозной экспертизы следует, что в этом разговоре Ахметзянов «реализует речевые тактики отчёта о проделанной работе», а оба собеседника используют высказывания и специфические термины, свидетельствующие об их принадлежности к МТО «ХТ»

На суде также были представлены в качестве доказательств вины Ахметзянова изъятые у него ежедневник, записи в котором, согласно оценке свидетеля Зарипова, «имеют прямое отношение к деятельности МТО «ХТ» на территории Республики Татарстан», книги «Вопросы и ответы» и «Исламская личность» в бумажном и электронном виде, являющиеся, согласно заключению эксперта, идеологическими источниками МТО «ХТ», и электронные носители информации, согласно тому же заключению, содержащие фрагменты идеологических источников этой организации.

В суде Ахметзянов отрицал свою вину, утверждал, что привержен традиционному исламу и следовал канонам этой религии, призывающей к её распространению. Ахметзянов заявил об оговоре его со стороны свидетелей обвинения. Показания, отвергающие его причастность к организации деятельности Хиз бут-Тахрир, дали также в суде свидетели, согласно версии обвинения, участвовавшие в собраниях, организация которых вменялась Ахметзянову, отбывающие наказание по той же статье: Хафизов, Низамов и Зялилов.
Суд, однако, счёл, что эти показания опровергаются доказательствами, представленными обвинением, и отверг их. Суд указал в приговоре, что заявление Ахметзянова о том, что он не осуществлял призывов к насильственным действиям, не свидетельствует о его невиновности, поскольку МТО «ХТ» признана террористической решением Верховного Суда.

Обвинительный приговор был вынесен Центральным Окружным военным судом в составе: председательствующего Харечко В.А., судей Ирзуна С.В. и Крамского С. А, с участием государственного обвинителя – прокурора отдела государственных обвинителей прокуратуры Свердловской области младшего советника юстиции Вдовиной О.Ю.

Апелляционный военный суд под председательством судьи Сергея Вячеславовича Винника 27 июля 2020 года оставил приговор без изменения.

Основания признания политзаключённым

В приговоре указано что «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», согласно постановлению Верховного Суда РФ 14 февраля 2003 года, является международной террористической организацией.

Однако ни в постановлении ВС о запрете МТО «ХТ», ни в данном уголовном деле не отражены конкретные факты, которые указывали бы на насильственные действия или связи с террористическими организациями, джихадистскими группами в Европе или Ближнем Востоке. Более того, Хизб ут-Тахрир подвергается критике со стороны исламских радикалов в связи с «уклонением от джихада».

В решении ВС РФ № КПИ 03-116 о деятельности ХТ - всего три абзаца. Указано, что они [ХТ] преследуют цель построения всемирного халифата и ведение массированной пропагандисткой деятельности, а также упоминается запрет в Узбекистане и некоторых арабских странах. Такие формулировки сами по себе не могут служить основанием для признания организации террористической, никаких установленных законом оснований для такого признания решение ВС не содержит. Поэтому ПЦ «Мемориал» считает необоснованным и неправомерным указанное решение ВС РФ в части признания ХТ террористической организацией, а следовательно, и признание последователей ХТ террористами только на основании членства в ней.

Несмотря на то, что программные положения ХТ и тексты, размещённые на интернет-сайтах этой организации, во многом несовместимы с идеями демократии и прав человека в понимании Всеобщей Декларации прав человека и развивающих её международных актов, а в предлагаемое ХТ устройство будущего Халифата заложена дискриминация по признакам религии и пола, в демократических государствах Северной Америки и Западной Европы, за исключением Германии, её деятельность легальна и уголовных дел в связи с членством в ней нет. Запрет на деятельность организации в Германии связан с антисемитскими публикациями и высказываниями.

По нашей информации, единственной страной помимо России, в которой ХТ запрещена как террористическая организация, является Узбекистан, но и там соответствующее решение суда датировано 2016 годом, то есть появилось после решения Верховного Суда России от 14 февраля 2003 года.

Стоит учитывать, что по аналогичным обвинениям в России лишены свободы более 300 мусульман, хотя в их уголовных делах, как и в деле Ахметзянова, отсутствуют не только обвинения в подготовке к терактам, их планировании или хотя бы обсуждении, но и даже просто призывы к насильственным действиям или планирование таких действий. Тем более, ни в одном из изученных нами подобных дел, как и в деле Ахметзянова, нет доказательств ничего из упомянутого. Также стоит отметить, что в деле Ахметзянова, как и в других таких делах, отсутствуют факты изъятия оружия или взрывчатых веществ.

В приговоре Ахметзянову суд указывает в качестве формы преступной деятельности Ахметзянова воздействие на религиозные чувства верующих и введение их в религиозное заблуждение, прямо заявляет о том, что отсутствие призывов к насилию со стороны Ахметзянова не свидетельствует о его невиновности.

Его вина обосновывается судом исключительно доказательствами его связи с Хизб ут-Тахрир. Согласно утверждению суда, «основными формами деятельности этой организации являются воинствующая исламистская пропаганда, сочетаемая с нетерпимостью к другим религиям, активная вербовка сторонников и целенаправленная работа по внесению раскола в общество». Очевидно, описанная деятельность не может быть квалифицирована как террористическая.

Стоит напомнить, что статья 28 Конституции РФ содержит положение о свободе вероисповедания, а именно: «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Более 15 лет «Мемориал» наблюдает за различными формами давления на мусульман в России, фабрикации уголовных дел по несуществующим преступлениям экстремистской и/или террористической направленности. Государственная пропаганда использует и усугубляет бытовую исламофобию, сращивает ислам и терроризм в сознании обывателя. Гражданский контроль за такого рода преследованиями минимален, спецслужбы получают возможность многократно завышать показатели раскрываемости террористических преступлений (собственную полезность), манипулируют представлениями о террористической угрозе, подменяют реальную антитеррористическую борьбу имитационной. После появления ст. 205.5 УК РФ «раскрытие» дел о членстве в ХТ предельно упростилось, для достижения «высоких результатов» (десятки осуждённых) требуются минимальные усилия. В то же время, в последние годы именно антитеррористическими соображениями объясняется принятие законов, ограничивающих конституционные права граждан. Таким образом, антитеррористические имитации работают на упрочение субъектами власти властных полномочий.

ПЦ «Мемориал» считает лишение Ахметзянова свободы незаконным и политически мотивированным, направленным на упрочение субъектами власти властных полномочий. Лишение Ахметзянова И.Ф. свободы при отсутствии состава преступления нарушает его право на свободу вероисповедания, является нарушением Международного пакта о гражданских и политических правах, а также Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод

Признание лица политзаключённым не означает ни согласия ПЦ «Мемориал» с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий.

Адвокат: Чуварин Д.А.

Ссылки на публикации в СМИ:

НГ Религии. «Хизб ут-Тахрир» в Татарстане наплодила рецидивистов // http://ng.ru/ng_religii/2018-10-16/11_452_court.html

Коммерсантъ. Многодетного отца заподозрили в терроризме // http://kommersant.ru/doc/3770583

Дата обновления справки: 08.11.2021 г.

Развернуть