ПЦ «Мемориал» незаконно ликвидирован. Сайт прекратил обновляться 5 апреля 2022 года
Сторонники ПЦ создали новую организацию — Центр защиты прав человека «Мемориал». Перейти на сайт.
Статья УК: 
Написать письмо

660111, г. Красноярск, ул. Кразовская, д. 12, ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю, Рагимову Исе Заруллаховичу 1970 г. р.

Рагимов Ися Заруллахович

Рагимов Ися Заруллахович родился 26 декабря 1970 года в Республике Дагестан, получил высшее образование, женат, работал преподавателем в подростково-молодёжном досуговом центре клуба «Старт» в Санкт-Петербурге, ранее не судим. Приговорён 21 ноября 2016 года по ч. 1 ст. 205.5 УК РФ («Организация деятельности террористической организации») к 12 годам колонии строгого режима. Взят под стражу 2 апреля 2015 года.

Полное описание

Описание дела

Согласно приговору суда, впоследствии подтвержденному в апелляционной инстанции, Рагимов совместно с несколькими гражданами РФ, также осуждёнными по другому делу международной религиозно-политической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» («Партия исламского освобождения», далее — ХТ), , якобы организовал деятельность в Санкт-Петербурге ячейки ХТ признанной террористической и запрещённой в РФ, активно участвовал в её деятельности, а также склонял других людей к вступлению в ХТ.

Деяния Рагимова в приговоре описаны следующим образом.

В 2007 – 2008 годах в г. Санкт-Петербурге Рагимов под руководством неустановленного следствием человека, названного в материалах дела «Али», проходил обучение по религиозной литературе («Система ислама», «Партийное сплочение», «Концепция Хизб-ут-Тахрир» и др.), использумой в ХТ. По окончании обучения «Али» предложил Рагимову вступить в ХТ, на что тот дал согласие, произнеся в присутствии неустановленных следствием лиц некую клятву. После этого одной из его задач стало увеличение численности организации. В поисках новых членов Рагимов начал проводить беседы, склоняя к вступлению в ХТ, с неустановленными следствием лицами, названными «Салахутдин», «Александр», «Шамиль» и др., в Соборной мечети и других местах г. Санкт-Петербурга. Кроме этого, Рагимов регулярно проводил конспиративные собрания, пропагандируя на них идеологию ХТ и принимая клятвы от желающих вступить.

В 2009 – 2015 годах Рагимов с несколькими соратниками возглавили несколько ячеек ХТ в Санкт-Петербурге, после чего занялись склонением граждан РФ к вступлению в ХТ. Помимо этого, Рагимов руководил проведением конспиративных занятий по изучению идеологии ХТ, следил за их качеством и регулярностью посещений, собирал денежные взносы с участников. Также в этот период времени Рагимов получил от некоего «Рашида» два электронных почтовых адреса (неустановленных следствием), на которые получал некие задания и отправлял отчетность о работе возглавляемой им ячейки. В 2011 – 2012 годах Рагимов проходил обучение у неизвестных лиц в г. Москве для повышения качества собственных знаний и уровня проводимых им конспиративных занятий.

После задержания Рагимов заключил досудебное соглашение о сотрудничестве, условия которого выполнил в полном объеме: дал показания против других обвиняемых, сообщил об обстоятельствах совершения деяний, которые следствие и суд считают преступлениями, и сведения о лицах, их совершивших. В судебном заседании Рагимов также свою вину признал полностью, согласился с предъявленным обвинением и раскаялся в содеянном.

Приговор вынесен 21 ноября 2016 года Московским окружным военным судом под председательством судьи Бровко С.В., апелляционная инстанция оставила приговор без изменения.

Основания признания политзаключённым

В приговоре «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» называется международной террористической организацией — в таком качестве она запрещена Верховным Судом РФ 14 февраля 2003 года. Начиная с ноября 2013 года, когда ст. 205.5 («Организация деятельности террористической организации») была введена в УК РФ, одного факта присоединения к ХТ или участия в мероприятиях организации стало достаточно для осуждения по террористической статье, санкция которой предполагает даже пожизненное заключение для организаторов «ячеек». Доказывать при этом факты подготовки или осуществления террористических (и каких бы то ни было насильственных) преступлений стало необязательным.

Однако ни в решении Верховного Суда о запрете ХТ, ни в материалах уголовных дел, расследовавшихся в России и странах СНГ, нет конкретных фактов, свидетельствующих о террористической или какой-либо насильственной деятельности организации. Также нет данных о причастности партии к деятельности насильственных джихадистских групп в Европе или на Ближнем Востоке, более того, организация подвергается критике со стороны радикалов за «уклонение от джихада». По нашей информации, единственной страной помимо России, в которой ХТ запрещена как террористическая организация, является Узбекистан — но и там соответствующее решение суда датировано 2016 годом, то есть появилось после решения Верховного Суда России от 14 февраля 2003 года.

В решении Верховного Суда РФ от 14 февраля 2003 года деятельности ХТ посвящены три предложения, в первом из которых декларируется ее цель — создание всемирного исламского халифата, во втором отмечается ведение массированной исламистской пропаганды, в третьем упоминается запрет ее деятельности в Узбекистане и некоторых арабских странах. Данные формулировки сами по себе не могут служить основанием для признания организации террористической, поэтому мы полагаем, что решение Верховного суда о признании ХТ террористической организацией неправомерно — следовательно, неправомерно и вменение обвинений в терроризме только на основании членства в ХТ.

Несмотря на то, что программные положения ХТ и тексты, размещенные на интернет-сайтах этой организации, во многом несовместимы с идеям демократии и прав человека в понимании Всеобщей Декларации прав человека и развивающих ее международных актов, а в предлагаемое ХТ устройство будущего Халифата заложена дискриминация по признакам религии и пола, в демократических государствах Северной Америки и Западной Европы, за исключением Германии, ее деятельность легальна и уголовных дел в связи с членством в ней нет. Запрет на деятельность организации в Германии связан с антисемитскими публикациями и высказываниями.

В данном деле, как и в других известных нам делах об участии в ХТ, фигуранту не вменяется подготовка или осуществление какого-либо теракта, озвучивание террористических угроз и призывы к насилию: только организация и участие в собраниях с чтением и обсуждением литературы ХТ, а также привлечение других людей на эти собрания.

Примечательно, что приговор Иси Рагимова занимает всего 10 страниц, но в нём очень часто встречается слово «неустановленный». Примкнул Рагимов к ХТ якобы под руководством «неустановленного лица», затем, уже будучи членом ХТ, он вовлёк в её деятельность несколько опять «неустановленных лиц», которые фигурируют в приговоре под псевдонимами. Позднее Рагимов принял предложение «неустановленного лица» возглавить ячейку ХТ в Санкт-Петербурге и получил от него два «неустановленных электронных почтовых адреса в сети Интернет» для получения заданий и передачи отчетности. Затем Рагимов стал проводить собрания членов ХТ, на которых «доводил полученную по неустановленной почте от неустановленных лиц информацию», связанную с деятельностью ХТ. Денежные средства с членов ячейки Рагимов собирал также в «неустановленном размере».

В приговоре сказано, что Рагимов подменял «традиционное в Исламе понятие распространения этой религии в обществе идеями подстрекательства мусульман к организованной антиконституционной деятельности на территории Российской Федерации». Это утверждение никак не раскрывается — к какой именно антиконституционной деятельности и каким образом Рагимов подстрекал мусульман, не объясняется.

Одно из немногих указаний на конкретные действия Рагимова звучит так: в 2011-2013 годах Рагимовым были проведены конференции «с показом фильмов, в которых демонстрировалось, как притесняют мусульман, а также устраивают на них гонения». В этом описании нет никаких преступных действий, напротив, прослеживается определённая правозащитная составляющая. Также в приговоре неоднократно указывается, что Рагимов много внимания уделял конспирации и требовал её соблюдения от других участников, но само по себе это не является преступным деянием.

Складывается впечатление, что поскольку Рагимов признал свою вину ещё на следствии и активно давал показания против других участников ХТ, следствие вообще не старалось собрать никакие доказательства его вины и что-либо обосновать. По этому же пути пошёл и суд при вынесении приговора, удовлетворившись массой неустановленных обстоятельств. В то же время, согласно Постановлению Пленума ВС РФ от 29.11.2016 «Признание подсудимым своей вины, если оно не подтверждено совокупностью других собранных по делу доказательств, не может служить основанием для постановления обвинительного приговора». Таким образом, данный приговор неправомерен по двум основаниям разных уровней. Во-первых, предполагаемая вина Рагимова заключается только в организации и участии в деятельности ХТ, что мы считаем само по себе неправомерным основанием для уголовного преследования. Во-вторых, даже эти действия не являются доказанными, поскольку их вменение построено на цепи неустановленных фактов.

15 лет «Мемориал» наблюдает за различными формами давления на мусульман в России, фабрикациями уголовных дел по несуществующим преступлениям экстремистской и/или террористической направленности. Государственная пропаганда использует и усугубляет бытовую исламофобию, сращивает ислам и терроризм в сознании обывателя.

Гражданский контроль за такого рода преследованиями минимален, спецслужбы получают возможность многократно завышать показатели раскрываемости (собственную полезность), манипулируют представлениями о террористической угрозе, подменяют реальную антитеррористическую борьбу имитационной. «Раскрытие» серийных дел о членстве в ХТ сейчас предельно упрощено, для достижения «высоких результатов» (десятки осуждённых) требуются минимальные усилия. В то же время, в последние годы именно антитеррористическими соображениями объясняется принятие законов, ограничивающих конституционные права граждан. Таким образом, антитеррористические имитации работают на упрочение субъектами власти властных полномочий.

Резкость ужесточения наказаний за участие в ХТ очень хорошо прослеживается в резолютивной части приговора Рагимова, поскольку суд разделил его длящиеся деяния на две части, проведя границу 13 ноября 2013 года, когда начала действовать ст. 205.5 УК РФ. Разделение длящегося преступления и квалификация его частей по разным нормам, разумеется, стандартна в ситуации изменения законодательства, но показательна именно разница между наказанием «до» и «после». За первую часть деяний Рагимов не получил вообще никакого наказания, поскольку по предыдущей квалификации это являлось преступлением небольшой тяжести, и уже истёк срок давности. За вторую часть этих же деяний Рагимов получил 12 лет лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима.

Согласно международному Руководству по определению понятия «политический заключённый» мы находим, что данное уголовное дело политически мотивированно, создано субъектами власти с целью упрочения властных полномочий. Лишение свободы было применено при отсутствии состава преступления, в нарушение права на справедливое судебное разбирательство, права на свободу вероисповедания, иных прав и свобод, гарантированных Конституцией России, Международным пактом о гражданских и политических правах и Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.

Правозащитный центр «Мемориал» считает Рагимова Исю Заруллаховича политическим заключённым и требует его немедленного освобождения.

Признание лица политзаключённым не означает ни согласия ПЦ «Мемориал» с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий.

Как помочь

Адрес для писем:

660111, г. Красноярск, ул. Кразовская, д. 12, ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю, Рагимову Исе Заруллаховичу 1970 г. р.

Перевести пожертвование можно на счета Союза солидарности с политзаключенными, открытые для помощи всем политзаключённым:

1. Яндекс-кошелек 410011205892134: http://politzeky.ru/soyuz-solidarnosti/fond-pomoschi-politzaklyuchennym/49188.html

2. На карту «Сбербанка России» № 5469 3800 7023 2177

Ссылки на публикации в СМИ:

В Санкт-Петербурге суд вынес приговор в отношении мусульманина Исы Рагимова, члена «Хизб ут-Тахрир». ИАЦ «Сова» // http://sova-center.ru/religion/news/extremism/counter-extremism/2016/11/d35868

ФСБ задержала исламское освобождение. Фонтанка // http://fontanka.ru/2015/04/02/119

В Петербурге новый приговор за «Хизб ут-Тахрир». ГолосИслама.ru // http://golosislama.com/news.php?id=30585

В Петербурге вынесли приговор одному из лидеров ячейки «Хизб ут-Тахрир». РИА Новости // http://ria.ru/20161121/1481823106.html

 

Дата обновления справки: 20.01.2021 г.

Развернуть

Новости по теме

12.02.2021 | 13:14
Правозащитный Центр «Мемориал»