Программа ПЦ «Мемориал» «Защита прав человека с использованием международных механизмов» направлена на юридическую работу по подготовке и подаче жалоб в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), а также на повышение профессионального уровня юристов, адвокатов и НКО, направляющих жалобы в Европейский суд.
Руководитель программы — Татьяна Касаткина e-mail [email protected]
За время работы совместного проекта Правозащитного центра «Мемориал» и Европейского центра зашиты прав человека (European Human Righs Alvocacy Center, London), с 2000 года программа приняла 265 жалобы. На настоящее время из них 89 выигранных постановлений ЕСПЧ, касающихся 103 поданных жалоб, а также 2 мировых соглашения по 2 поданным жалобам. Наибольшее количество жалоб поступило с Северного Кавказа. Из них 63 выигранных постановления, касающиеся 74 поданных жалоб;
По каждому из дел установлено нарушение минимум одной статьи Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод:
нарушение права на жизнь (статья 2 Конвенции), запрет пыток и жестокого обращения (статья 3), право на свободу и личную неприкосновенность (статья 5), право на справедливое судебное разбирательство (статья 6), право на частную и семейную жизнь (статья 8), право на эффективные средства правовой защиты (статья 13), запрет дискриминации (статья 14), право на частную собственность (статья 1 Протокола 1 к Конвенции), запрет быть дважды судимым за одно и то же правонарушение (статья 4 Протокола 7 к Конвенции). В двух делах удалось достигнуть мировых соглашений с властями.
Приоритетными направлениями работы программы являются:
- защита публичных свобод (свобода выражения мнений, свобода собраний, положение НКО);
- защита от насилия, применяемого или поддерживаемого как государством (пытки в полиции, применение силы против демонстрантов), так и частными лицами;
- отказ в обезболивании тяжелобольным;
- насилие в отношении женщин;
- насилие в отношении демонстрантов на ЛГБТ-мероприятиях;
- защита от дискриминации (будь то по признаку гражданства, этнической принадлежности, сексуальной ориентации, высказываемых мнений или по другим основаниям);
- требование соблюдения процессуальных прав, в особенности в уголовных делах и в делах об административных правонарушениях (в последних нарушение требований справедливого судопроизводства наиболее явны и серьезны);
- «возвращение прав домой» - ведение дел, где суды могли бы применять стандарты защиты прав человека, выработанные в решениях ЕСПЧ, особенно в рамках исполнения его решений.
Программа считает важным продолжить свою работу на Сев.Кавказе. Основные направления работы в этом регионе являются:
-защита населения от насилия, применяемого как государством (пытки, насильственные исчезновения), так и частного;
-отстаивание права собственности;
-положение женщин.
Громадная работа велась программой в связи с Законом «об иностранных агента» - не только работа по жалобе в ЕСПЧ, но и защита сотрудниками программы интересов ряда НКО в судах (по опротестовыванию представлений и предостережений прокуратуры, по искам министерства юстиции, по искам к прокуратуре и искам прокуратуры).
Юристы программы представляли и представляют интересы не только ПЦ «Мемориал» и Международного «Мемориала», но и других наших партнёрских организаций: Рязанский Мемориал, «Гражданское содействие», «Голос», «Женщины Дона» (Ростов-на-Дону), Общественный Вердикт. Многим организациям постоянно оказывали и оказывают консультационную помощь. Можно назвать Пермский молодёжный Мемориал, Екатеринбургский Мемориал, Костромской центр поддержки общественных инициатив, Уральский дом.
Важной победой было решение судов в 2013 году о признании незаконными представлений или предостережений прокуратуры в отношении Рязанского «Мемориала», Екатеринбургского «Мемориала», Пермского молодёжного «Мемориала». И в тех делах, которые мы формально проиграли, например по прокурорским проверкам «Мемориалов» (Москва) и «Гражданского содействия», в моральном плане мы выиграли – юридическая позиция наших юристов была безупречна.
Жалоба в ЕСПЧ на закон «об иностранных агентах» была подана от имени одиннадцати НКО.
Эти решения ЕСПЧ вкупе с решениями по другим аналогичным делам неопровержимо свидетельствуют о том, что власти нашей страны виновны в военных преступлениях и преступлениях против человечности.
Вывод, который можно сделать из этой совокупности дел, следующий: отдельные преступления силовиков, на которые жаловались жители Северного Кавказа, – это часть государственной системы незаконного насилия, включающей в себя похищения, пытки, нелегальные тюрьмы, бессудные казни. Такая система не могла бы работать, если бы не была одобрена верхами властной вертикали России.
В решении Европейский суда по делу Добриева указано на важность расследования на первых этапах. Это дело в очередной раз показывает системные проблемы российского следствия - несвоевременное возбуждение уголовного дела по факту исчезновения, игнорирование интересов потерпевших, неполноту и медлительность следствия, в результате чего подобного рода преступления (похищения, исчезновения людей) продолжают оставаться нераскрытыми.
Благодаря этому постановлению ЕСПЧ, многие потерпевшие и их представители смогут быстрее и эффективнее обращаться в Европейский суд.
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) принял более тысячи решений в пользу истцов из России, обязывая российские власти устранить выявленные нарушения прав. Однако нередко правительство России выполняет лишь формальную сторону этих постановлений — выплачивает материальную компенсацию. Другая, не менее важная составляющая попадает за скобки: не принимаются системные меры, сохраняются пробелы в законодательстве, виновные в нарушении прав не привлекаются к ответственности. Иными словами, нет гарантии, что подобное нарушение прав не повторится снова. Именно поэтому в отдельное направление работы правозащитного центра «Мемориал» выделен контроль за тем, как исполняются решения ЕСПЧ
Программа взаимодействует и с Комитетом Министров Совета Европы. К его заседаниям готовятся аналитические материалы.
Российская Федерация признает существование проблемы исполнения решений ЕСПЧ, что уже неплохо по сравнению с ситуацией даже пять лет назад, когда российские власти пытались смахнуть это на набор индивидуальных эксцессов и случайных происшествий. Признается проблемой не расследования исчезновений, не расследования пыток и внесудебных казней, и для ее решения выделена отдельная группа следователей, которая, казалось, должна была бы заниматься только этим. Пока единственный и главный прогресс, которого удалось добиться, - это доступ к материалам уголовного дела. Раньше даже Европейскому суду российское правительство не предоставляло документы внутреннего российского уголовного расследования видимо потому, что все эти документы и все расследование лишь подтверждало в большинстве случаев точку зрения заявителя о том, что его близкие были убиты или похищены российскими военными, и что никакого обоснования своих действий ответчик убедительно привести не может. Это очень важно - получать доступ к материалам дел. Это является прогрессом и благодаря доступу к этим расследованиям мы часто можем узнать намного больше, чем мы могли узнать из решений Европейского суда о том, что произошло, о том, кто был вовлечен в ту или иную операцию по похищению людей, по внесудебной казни или пыткам.