Дело об избиении подростков

12 октября 2012 года, около 20:40, 14-летний Аскер Курсаков и 16-летний Мурат Бекшоков подверглись жестоким избиениям при участии сотрудников правоохранительных органов. Избивали прямо в здании чегемского РОВД. Подросткам угрожали убийством. Их пытались представить членами незаконных вооруженных формирований. Избиения прекратились лишь после того, как к подросткам пришла инспектор по делам несовершеннолетних. Один из них смог позвонить родным и сообщить, где находится. Приехав в РОВД, родители увидели своих детей избитыми, в крови. По словам родителей Бекшокова, им пришлось заносить его в больницу на руках - сам он ходить не мог. Врачи зафиксировали у Мурата ушиб печени и сотрясение мозга; у Курсакова - сотрясение мозга, закрытую черепо-мозговую травму и перелом фаланги пальца.

Вскоре против избивавших были возбуждены уголовные дела и начато расследование. Однако уже через нескольких месяцев дела были закрыты и  расследования прекращены. Виновные в нанесении тяжелых травм подросткам так пока и остаются безнаказанными.

Полное досье

14-летний Аскер Курсаков и 16-летний Мурат Бекшоков, жители Чегема, возвращались из магазина. Проходя мимо дома своего одноклассника на Красноармейской улице, они увидели через незашторенное окно, как тот с азартом играет на компьютере. Они остановились и стали наблюдать. В это время в соседний двор заехала «Лада-Приора», осветив подростков дальним светом.

Через несколько минут к ребятам подъехала черная BMW. Из нее выскочили пассажир и водитель, у последнего в руке был пистолет (в ходе следствия этот человек, Сосырбей Шадзов, утверждал, что пистолет был травматическим). Кто-то из них крикнул: «Руки за голову и на землю!». Подростки легли на землю. Водитель сел на спину Аскера и стал бить его рукояткой пистолета по голове. Второй мужчина, выскочивший из машины (Бекулов), бил лежащих ногами и кричал: «Почему вы следите за моим домом? Кто вас прислал? Что вы от меня хотите?». Потом мужчины начали переговариваться. Один предложил убить подростков, другой возразил: «Давайте лучше их живыми в лесу закопаем!». Курсаков и Бекшоков просили позвать их одноклассника из дома, чтобы тот подтвердил, что знает их, называли свои фамилии, но их продолжали избивать. 

Вскоре подъехала патрульная полицейская машина. Аскера подняли и, натянув ему шапку на глаза, посадили в нее. Мурата затолкали в черную BMW. Обе машины направились в чегемский РОВД.

Там избиения и издевательства продолжались, подросткам снова угрожали убийством. Их пытались представить членами незаконных вооруженных формирований, посланными следить за домом Бекулова – бывшего сотрудника МВД. Курсакову в карман положили предмет, похожий на пистолет, а затем потребовали вынуть его и стали спрашивать, что такое он носит в кармане. Бекшокова заставили взять пистолет в руки. Над подростком издевались Аскер Абидов, который в тот момент был при исполнении должностных обязанностей, и те двое мужчин в гражданской одежде, которые захватили их на Красноармейской улице, - Бекулов и Шадзов. Последние вели себя в РОВД как хозяева.

Избиения прекратились лишь после того, как к подросткам пришла инспектор по делам несовершеннолетних. Курсаков смог позвонить родным и сообщить, где находится.

Родители подростков начали искать их примерно через минут 40 после того, как они ушли из дома, но их телефоны не отвечали. Лишь через два часа Курсаков вышел на связь.

Приехав в РОВД, родители увидели своих детей избитыми, в крови. По словам родителей Бекшокова, им пришлось заносить его в больницу на руках - сам он ходить не мог. Врачи зафиксировали у Мурата ушиб печени и сотрясение мозга; у Курсакова - сотрясение мозга, закрытую черепо-мозговую травму и перелом фаланги пальца.

23 октября 2012 года было возбуждено уголовное дело в отношении Бекулова, через полгода, 11 марта 2013 года, - в отношении Шадзова. Оба находятся под подпиской о невыезде.

В ходе расследования было установлено, что вечером 12 октября, когда Бекулов, бывший старший участковый уполномоченный (ушел из МВД в 2011 году), подъезжал к дому на машине своего знакомого Шадзова, ему позвонил брат. Он рассказал, что какие-то подозрительные люди заглядывают в окна его дома. Бекулов опасался, что на него снова готовят покушение – на него уже совершали нападение около его дома в 2010 году, когда он еще служил в милиции; тогда он получил ранения. Бекулов подумал, что и сейчас боевики готовят нападение.

Шадзов служил уполномоченным ДПС ОМВД по Чегемскому району. Однако из материалов дела следует, что он уволился из полиции по семейным обстоятельствам за два дня до произошедшего – 10 октября 2012 года. Известна практика увольнения из МВД проштрафившихся сотрудников задним числом. Возможно, случай Шадзова — один из таких.

Отдельно, 30 октября 2012 года, было возбуждено уголовное дело в отношении оперуполномоченного Абидова. Решением суда он был заключен под стражу, однако в январе 2013 году суд изменил меру пресечения на подписку о невыезде.

Интересы подростков представляла адвокат Ева Чаниева, работающая по соглашению с Правозащитным центром «Мемориал» и Фондом «Общественный вердикт».

Суд переносился несколько раз по разным причинам — из-за смены адвоката или неявки свидетелей. Последнее, третье, заседание состоялось 27 ноября. Были опрошены свидетели  Е.А. Сапог, врач-нейрохирург, которая осматривала доставленного в больницу Курсакова, врач-хирург М.М. Оршоев, врач-уролог С.С. Дзагаштов, показания которых разошлись в описании степени тяжести потерпевших подростков. Неявившихся  свидетелей суд определил подвергнуть принудительному приводу.

14 января 2014 года было прекращено уголовное преследование бывших полицейских изКабардино-Балкарской Республики Олега Бекулова и Сосырбея Шадзова, которые обвинялись в нанесении побоев (ч. 1 ст. 116 УК РФ) и умышленном причинении вреда здоровью средней тяжести (п. «г» ч. 2 ст. 112). Бекулов также обвинялся в том, что угрожал подросткам убийством (ч. 1 ст. 119).

На заседании в районном суде г. Чегема адвокаты подсудимых заявили ходатайства о прекращении уголовного дела в связи амнистией, объявленной Государственной Думой РФ. Как выяснилось, Шадзов и Бекулов - ветераны боевых действий. Соответствующие удостоверения были представлены суду.

6 марта 2015 года судья Марат Кушхов признал Абидова виновным в нарушении п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ по обоим эпизодам.

По каждому эпизоду Абидову назначено наказание в виде лишения свободы на 3 года и 6 месяцев с последующим лишением права занимать должности в правоохранительных органах в течение года. Путем частичного сложения приговоров суд установил общий срок наказания – 4 года в колонии общего режима с последующим лишением права занимать должности в правоохранительных органах в течение полутора лет.

Кроме того, судья частично удовлетворил требования гражданского иска потерпевших: Абидов должен выплатить Курсакову и Бекшокову 100 и 150 тысяч рублей соответственно в качестве компенсации морального ущерба.

Ссылки на интересные публикации в СМИ:
 КБР: самый «гуманный» суд

В Кабардино-Балкарии полицейскому дали четыре года колонии за избиение троих подростков

Развернуть