Сейчас она закрыта.
В ночь на 27 июня большая группа последователей суфистского направления в исламе* попыталась захватить салафитскую мечеть «Привокзальная» в поселке Шамхал Махачкалы**. Они вошли в здание, провели там богослужение и потребовали, чтобы прихожане отдали им ключи. Имам центральной мечети Шамхала Рамазан-хаджи Алиев, пришедший с ними, заявил, что назначает в этой мечети своего имама и отныне будет «тут командовать».
Сотрудники полиции, наблюдавшие за происходящим, забрали ключи от здания, закрыли его и заявили, что не пустят в мечеть ни салафитов, ни суфиев до распоряжения представителей муфтията Дагестана.
Обратившиеся в Правозащитный центр «Мемориал» члены совета мечети «Привокзальная» сообщили подробности происшедшего. Наш сотрудник после событий выезжал в поселок и беседовал с одним из прихожан мечети.
8 июня двоих прихожан вызвали по телефону в отдел полиции Шамхала. Начальник отдела сказал им, что ему стало известно о намерении суфистов захватить здание силой. Во избежание конфликта полицейский предложил закрыть мечеть. Он также рекомендовал совету мечети встретиться с представителями муфтията в Махачкале и решить вопрос о ее дальнейшем функционировании без конфликта, на законных основаниях. Дело в том, что правоустанавливающих документов (свидетельства о праве собственности на землю и строение) у совета мечети не было. 28 июня члены совета получили эти документы. Сейчас они заняты регистрацией своей религиозной общины в Министерстве юстиции.
В тот же день, 8 июня, в 21:00, перед ночной молитвой, мечеть оцепили сотрудники полиции. Сначала они никого не пускали внутрь, но после переговоров разрешили пройти в здание старикам и членам совета мечети. Полицейские обратились к совету с просьбой попросить молодых прихожан во избежание конфликтов с суфиями временно не приходить на молитву в эту мечеть. Члены совета выполнили эту просьбу, на молитву стали собираться только старики (около 15 человек). По пятницам и иногда во время ночной молитвы возле мечети находились полицейские. Никаких конфликтов не происходило.
В ночь с 26 на 27 июня, в 1:10, в мечеть зашли около 300 человек, среди которых были вооруженные пистолетами молодые люди, во главе с имамом центральной мечети поселка Рамазаном-хаджи Алиевым. Большинство прибывших были последователями убитого террористами шейха Саида Афанди, на головах у них были зеленые тюбетейки. Также пришли жители Шамхала.
Более 200 молодых мужчин расположились во дворе мечети, там же находились сотрудники полиции, приехавшие на пяти автомобилях УАЗ. Полицейские только наблюдали, некоторые время от времени заходили в мечеть.
Зашедшие в мечеть суфии осмотрели все помещения. По словам прихожан, они вели себя вызывающе, окружили сидевших там стариков и заявили, что прихожанин Магомедрасул назвал Рамазана-хаджи мушриком (многобожником). Они сказали, что будут наказывать каждого за подобные слова, и пообещали привести Магомедрасула. Он пришел с отцом и попытался объяснить, что не называл мушриком никого конкретно, а лишь сказал, что «призывающий к многобожию — многобожник».
После этого Рамазан-хаджи начал нецензурно ругаться на Магомедрасула. Он и сопровождающие его потребовали, чтобы Магомедрасул извинился, встав на колени. Тот отказался. Многие из пришедших снимали происходящее на мобильные телефоны.
Отец Магомедрасула сказал, что просит прощения за сына. Затем отца и сына вывели из мечети. Позже выяснилось, что Магомедрасула избили около его дома.
Рамазан-хаджи заявил, что назначает в мечети другого имама, и показал на одного из пришедших вместе с ним мужчин, 30 лет, не жителя Шамхала.
Рамазан-хаджи напомнил всем, что является имамом центральной мечети в поселке и только он будет «тут командовать»: «Будем заходить в каждый дом, будем каждого наказывать и спрашивать за слова».
После этого один из пришедших с ним прокричал призыв к молитве и все суфии начали молиться в мечети. После молитвы они почти все разошлись, оставались около 20-ти молодых мужчин. Они приказали старикам-салафитам, которые стали молиться позже, быстрее заканчивать и отдать ключи, чтобы закрыть мечеть.
Старики отказались уходить. Тогда в здание зашли сотрудники полиции Шамхала во главе с начальником и попросили всех выйти: «Мы и их не пускаем, и вас не пускаем, пока не будет разрешения от муфтия». Члены совета мечети закрыли здание и отдали один из ключей начальнику полиции.
По состоянию на 30 июня мечеть закрыта. Иногда к зданию приезжает полицейский патруль. Совет мечети «Привокзальная» продолжает заниматься регистрацией своей религиозной общины в Министерстве юстиции РД.
***
Салафитскую мечеть «Привокзальная» посещают 350–400 чел. У имама мечети Вали Мухаммада не было конфликтов с властями республики или представителями Духовного Управления мусульман Дагестана. Тем не менее, в конце января 2016 года в шамхальском отделе полиции прихожан предупредили, что намерены в ближайшее время закрыть мечеть. Внятных объяснений не дали. Затем на встречу с прихожанами мечети «Привокзальная» пришел имам центральной (суфийской) шамхальской мечети, который по сути выступал посредником, исполнявшим поручение силовиков. Он сказал, что может помочь сохранить салафитскую мечеть, если в нее назначат «своего» человека. Джамаат (прихожане) мечети предлагали компромисс: за общиной сохранялось право выбрать кандидатуру имама, с последующим обсуждением и утверждением кандидатуры муфтием Дагестана. Силовиков это, по-видимому, не устроило. В пятницу, 29 января, к поселку подъехали военнослужащие и полицейские на БТРах и «Уралах». Силовики оцепили мечеть и отказались пропускать идущих на молитву. Это вызвало негодование у прихожан. После длительных переговоров ситуация завершилась компромиссом: мечеть не закрыли, оставив ее в виде молельного дома без имама. Любой мусульманин может совершить там молитву, кроме коллективной пятничной. Ситуация в Шамхале несколько разрядилась.
Глава администрации поселка Магомед Тагиров в разговоре с сотрудником ПЦ «Мемориал» характеризовал прихожан мечети «Привокзальная» исключительно положительно. По его словам, с этой мечетью никогда не было проблем, прихожане активно участвуют в жизни поселка, выходят на субботники, помогают другим жителям. В свою очередь, прихожане этой мечети заявили, что намерены в рамках закона добиваться ее сохранения и готовы предложить на должность имама одного из прихожан, «и пусть муфтий проверит, есть ли у него необходимые для этого знания».
О давлении на другие салафитские мечети Дагестана можно прочитать в нашем докладе «Контртеррор на Северном Кавказе: взгляд правозащитников. 2014 г. — первая половина 2016.» в главе «Давление на салафитские мечети».
* Официальные источники обычно неточно называют их «представителями традиционного для Северного Кавказа ислама».
** Последние месяцы мечеть функционировала в качестве молельного дома. Об этом см. ниже в тексте.