ПЦ «Мемориал» незаконно ликвидирован. Сайт прекратил обновляться 5 апреля 2022 года
Сторонники ПЦ создали новую организацию — Центр защиты прав человека «Мемориал». Перейти на сайт.

Дело Гуржиева и Дурсунова. Хронология событий

События, связанные с обвинением Рашида Гуржиева и Анатолия Дурсунова в «незаконном производстве, сбыте и пересылке наркотических средств», «совершенных группой лиц по предварительному сговору», приобрели широкий резонанс в Краснодарском крае. Учитывая сложность дела и количество эпизодов, важно

События, связанные с обвинением Рашида Гуржиева и Анатолия Дурсунова в «незаконном производстве, сбыте и пересылке наркотических средств», «совершенных группой лиц по предварительному сговору», приобрели широкий резонанс в Краснодарском крае. Учитывая сложность дела и количество эпизодов, важно попытаться восстановить хронологический порядок событий, развивающихся сразу в нескольких городах Краснодарского края, хотя бы для того, чтобы понять, почему в освещении новостей по этому делу активно участвуют сразу несколько правозащитных организаций, журналисты и независимые юристы.

Один из задержанных - 22-летний Рашид Гуржиев приехал в Краснодарский край в отпуск к родственникам из Сургута, где он учится на заочном отделении Тюменского государственного нефтегазового университета и работает в ОАО «Сургутнефтегаз» помощником бурильщика по ремонту скважин. В Сургуте проживает его семья - жена, находящаяся в положении, и несовершеннолетний ребенок. В настоящее время Р.Б.Гуржиев находится в следственном изоляторе временного содержания № 1 гор. Краснодара.

В постановлении о возбуждении уголовного дела записано, что 17 мая 2008 г. в 1 час 40 мин. Р.Б. Гуржиев, «реализуя преступный умысел, направленный на незаконный сбыт наркотических средств группой лиц, по предварительному сговору с Дурсуновым А.А., находясь в автомобиле ВАЗ 2115, передал Антонову В.И., выступающему в роли покупателя при проведении ОРМ «проверочная закупка», за оплату в размере 1000 рублей наркотическое средство марихуана массой 1,49 грамма». Данный факт, судя по постановлению, имел место в городе Апшеронске Краснодарского края.

Согласно заявлению Рашида Гуржиева на имя лидера общины курманч Х.Б. Гуржи-оглы, 16 мая 2008 г. между 16.00 и 17.00 час. в городе Хадыженске на ул. Московской сотрудники милиции обманным путем заставили его поехать с ними, чтобы «помочь раскрыть преступников, торгующих наркотиками», затем ему «пригрозили, что, если он не согласится с ними сотрудничать, его посадят за то, что в его машине в багажнике якобы лежит 1 кг марихуаны». Рашид отказался сотрудничать, после чего, по его словам, был избит.

В данной ситуации предстоит разбираться следствию в рамках уже заведенного уголовного дела, но уже сейчас возникает много вопросов. Например, каким образом, находясь под контролем сотрудников милиции с 16 час. 16 мая 2008 г. в Хадыженске до момента госпитализации 17 мая в Центральную городскую больницу Апшеронска, Рашид Гуржиев мог совершить преступление в 1 час 40 минут 17 мая 2008 г. в Апшеронске? Каким образом оперативные разработки, которые предваряют так называемые «контрольные закупки», были проведены в отношении лица, находящегося в крае столь непродолжительное время? Действительно, дело следствия разбираться в показаниях обеих сторон, тем более что, по словам Рашида Гуржиева, со вторым задержанным, его родственником Анатолием Дурсуновым, «поступили так же, как и с ним, и даже хуже».

Согласно протоколу об административном правонарушении от 17 мая 2008 г., составленного А.А. Глебовым, Р.Б. Гуржиев «при доставке во 2 отдел г. Туапсе РУ ФСКН РФ сотрудниками 1 отдела ОС РУ ФСКН по Краснодарскому краю, пытался скрыться, отталкивал, хватался за одежду… тем самым оказывал неповиновение законным требованиям сотрудников милиции», что является нарушением ст. 19.3 ч. 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. По словам И.А. Корченовой, юриста правовой сети ПЦ «Мемориал», «арест как мера пресечения, возможно, был выбран именно для того, чтобы ограничить возможность передвижения Р. Гуржиева и А. Дурсунова и в это время подготовить материалы, достаточные для возбуждения уголовного дела, которых на момент ОРМ могло не хватать».

17 мая 2008 г. Р.Д. Гуржиев из следственного изолятора, где он отбывал административный арест сроком трое суток начиная с 5 час. утра 17.05.2008 г., был госпитализирован в Центральную городскую больницу Апшеронска. Справка, выданная в ЦГБ Апшеронска гласит, что Рашид Гуржиев находился на лечении с диагнозом: «Тупая травма поясничной области. Ушиб правой почки. Ушиб головы. Ушиб поясничного отдела позвоночника»; «19 мая 2008 г. больного (в неудовлетворительном состоянии) забрали сотрудники наркоконтроля, предъявившие постановление об аресте».

Согласно заявлению матери задержанного Х.Б. Гуржиевой от 20 мая 2008 г. на имя руководителя Следственного комитета при Прокуратуре РФ, в ночь с 19 на 20 мая Р.Д. Гуржиев был изъят с применением насилия из палаты № 14 хирургического отделения ЦГБ Апшеронска неизвестными ей лицами. Мать Рашида пишет в заявлении: «В палату к сыну ворвались какие-то люди, забрали моего сына без обуви, меня ударили по голове, надели наручники, и я потеряла сознание». Согласно заключению судебно-медицинского освидетельствования, «Гуржиева обратилась в приемное отделение 20 мая 2008 г. в 0 час. 15 мин. с диагнозом «ушиб левого предплечья, ссадины левой кисти, ушибы волосистой части головы». На основании освидетельствования судебный эксперт пришел к заключению, что «повреждения возможны в срок, указываемый освидетельствуемой».

Постановление об аресте, о котором упоминают врачи, видимо, было вынесено в рамках постановления о возбуждении уголовного дела от 19 мая 2008 г. по ОВД 1-го отдела Следственной службы Регионального управления Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Краснодарскому краю. Согласно жалобе Рашида Гуржиева, 21 мая 2008 г. постановлением Первомайского суда г. Краснодара, несмотря на положительные характеристики с места работы и учебы, а также «неудовлетворительное состояние», в котором его «изъяли» из больницы 4-мя днями ранее, в качестве меры пресечения было избрано содержание под стражей.

Событие, которое произошло 5 июня 2008 г., привлекает дополнительное внимание. Утром родственники Рашида – мать, дядя и 19-летний брат Хусейн поехали в Краснодар, чтобы передать необходимые вещи и продукты Рашиду и его родственнику Анатолию, находящимся в следственном изоляторе. Хусейн Гуржиев был инвалидом 2-й группы, с 2007 г. состоял на учете в психо-неврологическом диспансере со сроком переосвидетельствования в 2009 г., с диагнозом «шизофрения». По свидетельствам дяди и матери, по дороге домой Хусейн выглядел обеспокоенным и задавал вопросы: «Меня тоже могут избить, как брата?», «Правда, что брата действительно могут посадить в тюрьму?». Вечером того же дня Хусейн повесился на дереве. Родственники погибшего видят непосредственную связь между избиением и арестом Рашида и самоубийством Хусейна. В действительности причинно-следственную связь между двумя событиями установить крайне трудно, если вообще возможно.

Таким образом, в рамках следствия по заведенному уголовному делу, помимо сомнительных с точки зрения борьбы с наркотиками действий сотрудников милиции, имеются основания говорить о пытках, применявшихся к отбывающим административный арест Рашиду Гуржиеву и Анатолию Дурсунову, а также о нанесении сотрудниками милиции побоев матери Рашида Гуржиева. Юристы правозащитных организаций Краснодарского края и России будут внимательно следить за ходом данного дела.

Поделиться: