Еще раз о событиях 10-13 сентября 2008 года в Ашхабаде

27.11.2008

После публикации нашего доклада мы получили допаолнительную информацию.

После публикации доклада о событиях 10-13 сентября 2008 г. в столице Туркменистана ПЦ «Мемориал» получил несколько интересных сообщений и писем, связанных с происшедшим инцидентом.

Автор одного из них отмечает, что в то время как тяжелораненый Ахмед Ходжагулыев находился в госпитале в местечке Берзенги (под Ашхабадом) на его сотовый телефон поступали звонки от неидентифицированных абонентов из Ирана и Афганистана. Эта информация пока не подтверждена другими источниками, однако, она, возможно, дает объяснение причин появления «иранской версии», изложенной нами ранее.

ПЦ «Мемориал» удалось получить три короткие любительские видеозаписи, связанные с «ашхабадским инцидентом».

На первой (с не очень четким изображением) видно, как из подъехавшей легковой автомашины выходят 4 людей с автоматами и в камуфляже, которые перемещаются к бетонной ограде завода. За происходящим наблюдают более 30 жителей окрестных домов. Менее чем через полторы минуты звучат четыре одиночные выстрела… События происходят в дневное время, вероятно, 10 или 11 сентября 2008 г.

На второй видеозаписи, сделанной после завершения операции, видны находящиеся за бетонной оградой недостроенное трехэтажное здание из бетонных блоков с пустыми оконными проемами и прилегающий к нему производственный корпус. Часть оконных проемов повреждена. На следующих кадрах - помещения и лестница внутри здания, на стене – следы от пуль и пробоины от применения тяжелого оружия.

На третьей записи – обнаженное тело Аждара на медицинском столе после проведения вскрытия. Ранее поступали сообщения, что копии подобной видеозаписи циркулируют среди населения Ашхабада1.

Читатели доклада ПЦ «Мемориал» обращают внимание на некоторые публикации англоязычных авторов, появившиеся в сентябре-октябре 2008 г. Некоторые из них лишь ретранслируют сообщения туркменских эмигрантских сайтов, другие - расширяют коллекцию слухов, циркулировавших в связи с ашхабадскими событиями.

Так, в статье Чемен Дурдыевой сообщается, со ссылкой на анонимные «местные источники», что столкновения в Ашхабаде якобы связаны с восстанием заключенных в районе города Сейди (на востоке Туркменистана), происшедшим несколькими днями ранее. По этой версии тюремный бунт вспыхнул после неожиданного прекращения нелегальных поставок в «зону» табака и наркотиков. Информации о бунте в Сейди не подтверждается какими-либо другими источниками. Утверждения же Дурдыевой, что «Аждар» якобы был освобожден из заключения в 1995 г. и что во время перестрелки в Ашхабаде погиб директор водоразливочного завода и ранено около 30 гражданских лиц, противоречат известным фактам2.

В статье Джошуа Фоуст отмечается, что Би-Би-Си и Associated Press ретранслировали ошибочные сообщения эмигрантских сайтов о боях с «исламскими радикалами» без проверки их достоверности. Associated Press ссылалось также на Радио «Свобода». Однако если ашхабадские корреспонденты последнего выражали скептицизм в оценке исламистской версии, то Associated Press воспроизвело ее без каких-либо оговорок3.

В той же статье упоминается пресс-релиз посольства США в Туркменистане, опубликованный 12 сентября 2008 г. В нем со ссылкой на местную полицию сообщается, что ночью 8 сентября 2008 г. двое вооруженных преступников напали на патруль в ашхабадском районе «Хитровка», застрели одного солдата, другой солдат и полицейский были ранены. Нападавшие имели по крайней мере один автомат АК-47 и подозревались в ограблении «газовой станции» в конце июля или начале августа (два других участника этого ограбления были задержаны полицией). Отмечая наличие различных «неподтвержденных слухов» о подозреваемых и столкновениях в городе, а также усиление мер безопасности, посольство заявляло, что «не может подтвердить какую-либо информацию помимо приведенной выше», и рекомендовало гражданам США проявлять осторожность и избегать посещения «Хитровки» 4.

Сведения, переданные в те дни посольству США туркменской полицией, являются неточными. Однако удивительно, что в ситуации дефицита достоверной информации о происходящем в Туркменистане пресс-релиз посольства не упоминался и не цитировался ведущими новостными агентствами (кроме «Al-Jazeera»)5. Что касается русскоязычных СМИ, то они полностью игнорировали не только пресс-релиз посольства США, но и эксклюзивные сообщения туркменской службы Радио «Свобода», включая публикации на английском языке, размещенные на сайте радио6.

Весьма примечательны в этой связи слова анонимного сотрудника российского посольства в Ашхабаде, приведенные журналистом газеты «Комсомольская правда»: «Никаких выстрелов мы не слышали. А вся шумиха, которая поднялась и в местной прессе, исходит от американцев»7.

Что касается оценки потерь, то зарубежные публикации лишь увеличивают отмеченный нами ранее разнобой в цифрах.

Так, в сообщении France Press цитируется высказывание российского журналиста Аркадия Дубнова о том, что в морг доставлены тела от 10 до 20 полицейских8.

В обзоре Роджера Макдермотта упоминаются слухи (позднее не подтвержденные) о примерно 9 погибших и множестве раненых с каждой из сторон конфликта9.

Некоторые украинские СМИ10, сообщая о потерях, ссылаются на интернет-публикацию анонимного автора, согласно которой в ходе продолжавшегося почти сутки боя правительственные силы потеряли около 10 человек убитыми и 75 ранеными. По версии этого источника силам безопасности противостояли более 10 повстанцев, среди которых «парни с Хитровки» и бывшие сотрудники туркменских силовых структур. Бой прекратился днем 13 сентября 2008 г. - после того, как у оборонявшихся кончились патроны11.

Завершая обзор, следует упомянуть письмо Виталия Волкова из «Deutsche Welle», в котором отмечается, что эта радиостанция получила «детальную, но очень противоречивую информацию» о происходящем начиная с преследования подозреваемых днем 10-го сентября. В частности, поступали сообщения о нападении на патруль в районе «Хитровки», убийстве полицейского или военного и ранении второго патрульного, введении в действие плана перехвата по городу и усилении мер контроля, включая проверку документов на улицах в некоторых районах. В качестве подозреваемых упоминались «наркодиллеры» или дезертиры. Эти сообщения не были переданы в эфир, так как «не укладывались ни в одну из схем» последовавших событий.

Виталий Пономарев,

директор Программы мониторинга прав человека в Центральной Азии

1 Panner B. «Turkmen Opposition Leader Offers Different Version Of Ashgabat Shot-Out», www.rferl.org, 25.09.2008.

2 Durdiyeva C. «Two-Days Shootout Endangers Turkmenistan’s Image Of Stability», www.cacianalyst.org, 01.10.2008.

3 Foust J. «The Battle Of Ashgabat. Reporters Jump On False “Islamic Militants” Angle», www.cjr.org, 19.09.2008.

4 «Warden Message: Two Criminals At Large in Ashgabat, Turkmenistan», www.osac.gov, 12.09.2008; «Warden Message: Turkmenistan Armed Criminals », www.osac.gov, 12.09.2008.

5 «Turkmenistan “Battles Drug Gang”», www.english.aljazeera.net, 14.09.2008.

6 Отметим здесь, что несколько интересных, но неподтвержденных сообщений о событиях в Ашхабаде, переданных в эфир на туркменском языке, не упоминались в англоязычных публикациях на www.rferl.org.

7 Беликов Е. «В Ашхабаде стреляют?», www.kp.ru, 15.09.2008.

8 «Twenty police reported killed in Turkmen clashes», www.afp.com, 15.09.2008.

9 McDermott R. «Armed Clash In Ashgabat», www.jamestown.org, 16.09.2008.

10 Ибрагимов Р. «Таинственные бои в столице Туркмении – кто и кому выгодно?», www.financist.org.ua, 15.09.2008 и др.

11 «В Ашхабаде все вчера закончилось? А в Нальчике ждут начала», andzork.livejournal.com, 14.09.2008.