ПЦ «Мемориал» незаконно ликвидирован. Сайт прекратил обновляться 5 апреля 2022 года
Сторонники ПЦ создали новую организацию — Центр защиты прав человека «Мемориал». Перейти на сайт.

Кабардино-Балкария: лезгинка на набережной закончилась разгоном танцующих, задержанием четверых мужчин и жертвами среди прохожих

05.09.2017

Исполнение лезгинки в Геленджике закончилось разгоном и задержанием четверых молодых людей, в отношении одного из которых возбудили уголовное дело. Кроме этого, от действия полицейского патруля постарадали прохожие, возмущенные незаконным задержанием мужчин. Одна их пострадавших, жительница г. Терек Кабардино-Балкарской Республики, обратилась в ПЦ «Мемориал».

12 августа 2017 года, около 19:00, жительница г. Терек Кабардино-Балкарской Республики Анжела Максидова вместе со своей семьей (отцом, матерью и братом) находились в г. Геледжик Краснодарского края. Они гуляли по набережной и покупали сувениры перед отъездом домой, когда услышали звуки кавказской национальной музыки. Женщина с семьей подошла к парковке рядом с сувенирными магазинами и увидела автомобиль, из салона которого доносилась музыка. Рядом с машиной несколько молодых людей танцевали лезгинку. Некоторые из прохожих снимали это на камеры своих телефонов или просто стояли и хлопали в ладоши.

Семья Анжелы присоединились к стоящим и принялась аплодировать. В это время неожиданно подъехала патрульная полицейская машина с людьми, в том числе одетыми в казачью форму. Они потребовали выключить национальную музыку и прекратить танцевать лезгинку, говоря: «В Краснодарском крае лезгинка отменена, выключайте музыку».

По словам Анжелы, танцевавшие молодые люди сразу же выключили музыку, попросили сотрудников полиции представиться и предъявить документ, подтверждающий законность их требований. Как утверждает Анжела, это сотрудникам не понравилось и они, игнорируя их просьбу, потребовали от молодых людей паспорта. Те сказали, что у них нет в данный момент с собой паспортов, спросили, на каком основании проверка. После этого, утверждает Анжела, сотрудники полиции вместе с казаками сразу накинулись на парней, повалили на асфальт и начали заламывать им руки.

Очевидцев происходящего и Анжелу возмутили незаконные действия полицейских и казачьего патруля, они поинтересовались, на каком основании задерживают молодых людей. Некоторые отдыхающие, местные жители, прохожие, не принимающие никакого участия в танцах, попытались вмешаться и не допустить незаконное задержание. В этот момент кто-то из казаков достал плётку и начал размахивать ею, хлестать по людям. А один из полицейских достал перцовый баллончик и стал брызгать в лицо танцевавшим, а также в сторону Анжелы и её семьи. При этом пострадали и другие отдыхающие, возмущенные действиями полиции и казаков. Среди них, по сообщениям СМИ, http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/309054/ — Инара Бедоева, жительница г. Владикавказ Республики Северная Осетия-Алания, позже она обратилась в Правозащитный центр Кабардино-Бакарии.

Затем полицейские увезли с собой четверых молодых людей, танцевавших лезгинку.

Видео с портала «Кавказский узел»

По словам Анжелы, она и ее родные серьезно пострадали от распыленного полицейскими газа из баллончика. Женщину тошнило, она не могла открыть глаза, говорить, у нее кружилась голова. Такая же реакция была у ее брата и отца. Ей сразу вызвали скорую, но та не приехала. Прождав около 40 минут, Анжела решила ехать в отдел полиции, куда ранее были доставлены молодые люди, чтобы написать заявление о неправомерных действиях сотрудников полиции и причинении физического вреда здоровью.

На КПП Анжелу с семьей сначала долго не хотели пропускать. В отделе, как она отметила, была какая-та суматоха, сотрудники не обращали на неё толком внимания, ей не давали бумагу и ручку.

Там женщина снова почувствовала себя плохо и решила выйти на крыльцо здания. Но когда она направилась к выходу, к ней подошла сотрудница полиции и спросила, куда она идёт. Анжела ответила, что ей плохо и она хочет немного подышать воздухом, и что никуда не уходит. Тогда сотрудница полиции вдруг заявила, что Максидова задержана и, если она не хочет усугубить своё положение, то немедленно должна вернуться на место. Анжела спросила, на каком основании она задержана и почему с ней так разговаривают. Но полицейская не ответила, и только прокричала: «Делай, как я тебе говорю».

После этого к Максидовой приставили сотрудника полиции, с которым она спустились на первый этаж отдела, в помещение, похожее на холл. Просидев там около полутора часов, она вновь почувствовала себя плохо, вышла из здания и упала прямо на крыльце отдела, у неё начались судороги. Как она говорит, полицейские просто стояли и наблюдали. В это время за оградой отдела стояла группа кабардинцев, которые, увидев её лежащей на земле и беспомощной, сразу же подбежали и принялись помогать. После этого сотрудники полиции вызвали скорую помощь.

«Скорая помощь» прибыла примерно через два часа после вызова. Сотрудники скорой померили ей давление, температуру, сделали ЭКГ, и в это время одна из медсестер сказала: «А ты нас не помнишь? Мы к тебе сегодня уже приезжали». По словам Анжелы, она видела их первый раз, о чем сказала медсестре. У А. Максидовой есть подозрение, что таким образом ее хотели убедить, что уже оказывали ей медицинскую помощь после первого вызова «скорой помощи». Бригада «скорой» решила отвезти её в больницу. В это время сотрудница полиции, которая говорила, что она задержана, посадила с ней в машину коллегу, а сама на своей машине проследовала за ними в больницу.

В больнице ей снова сделали ЭКГ, замерили температуру, взяли анализ крови. Во время осмотра у терапевта она пожаловалась на сильное жжение глаз. Врач принес шприц с какой-то жидкостью. Анжела сказала, что у неё непереносимость некоторых лекарств, врач не стал делать укол и больше никакой помощи ей не предложил. Все это время в кабинете терапевта находились также двое полицейских, которые приехали с ними. После осмотра терапевт дал Максидовой заключение, что состояние её здоровья ухудшилось из-за теплового удара, поэтому у неё поднялась температура. Документ был выдан без печати.

Пока Максидовы ждали результата анализа крови, в больницу приехал участковый, которого вызвала Инара Бедоева. Он поинтересовался, собирается ли Анжела писать заявление по факту незаконных действий полицейских. Максидова сказала, что у неё болят пальцы из-за полученных ушибов и попросила написать заявление с её слов, но участковый отказался, сославшись на то, что он не имеет права принимать такое заявление.

Когда она находилась в больнице, то узнала в одном из полицейских, приехавших с ней в скорой помощи, того, кто брызнул ей в лицо перцовым баллончиком. Он подошел к ней со словами, что, если она напишет на него заявление, то в отношении её тоже возбудят уголовное дело по обвинению в нападении на сотрудника полиции. Тогда женщина спросила: «А что будет, если я не напишу заявление». На это полицейский ответил: «Тогда и вам будет хорошо, и нам еще лучше». «В таком случае я буду писать заявление», - заявила Анжела.

Затем с ее слов участковый согласился написать заявление, после чего она с семьей ухала. По дороге ночью ей вновь стало плохо, и они остановились на платной стоянке, где они провели почти весь день, пока её состояние не стабилизировалось, чтобы можно было ехать дальше.

Домой они приехали 14 августа поздно ночью. Отдохнув, 16 августа она отправилась в поликлинику г.Терек, откуда её направили в республиканскую больницу, а оттуда 17 августа её перевели в городскую. В ней она проходила курс лечения с диагнозом "отравление химическим веществом с ожогами слизистых оболочек гортани и дыхательных путей". Во время пребывания в больнице она писала объяснительные участковым г. Терек и г. Нальчик. Анжелу выписали из больницы 1 сентября. Брат, которому тоже попала струя перцового газа, лечился амбулаторно и заявление в полицию писать не стал. В прокуратуру и СК она не обращалась.

По сообщениям портала «Кавказский узел», троих задержанных молодых людей, танцевавших лезгинку, отпустили в тот же день из отдела полиции. Еще одного освободили спустя несколько часов. Задержанный Салим Ахобеков был арестован на пять суток по обвинению в мелком хулиганстве и неповиновении полицейским. Однако позже в отношении него возбудили уголовное дело, обвиняя его в применении насилия к полицейскому. Проводится проверка.

Поделиться: