ПЦ «Мемориал» незаконно ликвидирован. Сайт прекратил обновляться 5 апреля 2022 года
Сторонники ПЦ создали новую организацию — Центр защиты прав человека «Мемориал». Перейти на сайт.

«1000 дней в неволе»

07.11.2017

ПЦ «Мемориал» публикует письмо родственников мусульман из Башкирии, преследуемых по обвинению в причастности к запрещённой в России «Хизб ут-Тахрир» в рамках так называемого «уфимского дела 26-ти»

В феврале 2015 года УФСБ России по Республике Башкортостан задержало 23 человека по подозрению в причастности к организации «Хизб ут-Тахрир», запрещённой в России, –  Рустема Латыпова, Линара Вахитова, Радика Ахметова, Фаниса Ахметшина, Рустема Галлямова, Ришата Гатауллина, Ильгиза Гималетдинова, Александра Корнева, Азамата Каюмова, Радмира Максутова, Рината Мамаева, Фарита Мустафаева, Халила Мустафина, Рината Нурлыгаянова, Артура Салимова, Ирека Тагирова, Арамиса Фазылова, Даниса Файзрахманова, Рафаэля Фаттахова, Руслана Фаттахова, Рустема Хамзина, Шамиля Шарипова и Урала Якупова.

Всем задержанным было предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 205.5 («Участие в деятельности организации, признанной террористической»). Всем, кто не согласился признать свою вину, вменяется ещё и ч. 1 ст. 30, ст. 278 («Приготовление к насильственному захвату власти») УК РФ.

Двое – Ринат Мамаев и Ришат Гатауллин – уже осуждены на четыре года. Арамис Фазылов заключён под домашний арест. Предварительные слушания по делу остальных двадцати башкирских мусульман, обвиняемых в членстве в запрещённой в России организации «Хизб ут-Тахрир», проходили в Уфе 31 мая – 2 июня 2017 года. Рассмотрение их дела по существу началось 15 июня 2017 года.

Правозащитный центр «Мемориал» признал всех 23-х мусульман из Башкортостана политзаключёнными.

«Мемориал» приводит с незначительными правками письмо родственников мусульман из Башкирии, которые остаются под стражей вот уже больше 1000 дней.

1000 ДНЕЙ В НЕВОЛЕ

В феврале 2015 года были задержаны 23 человека по обвинению в причастности к ХТ («Хизб ут-Тахрир», - прим. ПЦ «Мемориал») по ч. 2 ст. 205.5.  С первых недель заключения всех обвиняемых по надуманным причинам регулярно выдворяли в карцер. Также, и другими способами оказывалось моральное давление, чтобы склонить к самооговору и даче показаний против остальных обвиняемых.

Двое обвиняемых, не выдержав прессинга, дали лживые показания в отношении других о том, что они хотели захватить власть в РФ путем вооруженного восстания. Эти два человека были выделены в отдельное производство и уже осуждены к четырем с половиной годам.

В адрес заключённых регулярно поступали угрозы со стороны силовиков. Так, 07 декабря 2015 года старший следователь УФСБ РФ по РБ (Республика Башкортстан, - прим. ПЦ «Мемориал») Корепанов С. Н. и оперативники ЦПЭ Гариев Азамат, ФСБ Гизетдинов Ринат и Суфиянов Рафик приезжали в вечернее время в СИЗО-5 в г. Дюртюли. Они угрожали вменением статьи 278 УК РФ (вооруженное восстание), в случае если обвиняемые откажутся признать вину по ч. 2 ст. 205.5 УК РФ. Получив отказ от дачи показаний, 20 января 2016 года старший следователь Корепанов осуществил свою угрозу и предъявил обвинение всем заключённым, за исключением тех двоих, которые признали вину по ч. 2 ст. 205.5 (участие в запрещённой организации) и подготовке к вооружённому мятежу. Это является полнейшим абсурдом! Более того, они были отпущены под домашний арест до приговора. Ещё один обвиняемый, оговоривший себя и других, был отпущен под подписку о невыезде по окончании года содержания под стражей.

Данное обвинение послужило основанием для продления меры пресечения двадцати заключённым более чем на 12 месяцев. И это в то время, как само обвинение не было подкреплено никакими доказательствами и было предъявлено только для продления срока содержания под стражей, так как в этот период не производилось никаких следственных действий, за исключением прослушивания аудиозаписей. А ставка делалась следствием только на то, что под давлением всего вышеописанного обвиняемые дадут показания, тем самым оговорив себя.

По перечисленным нарушениям подавались жалобы в различные органы: прокуратуру [Башкирии], следственный комитет, суды и обращения в правозащитные организации. Но, в ответ, к сожалению, получали лишь одни отписки о том, что нарушений не обнаружено.

Все же две правозащитные организации откликнулись на нашу беду. «Комитет за гражданские права» поднимал жалобу по линии прокуратуры, и на данный момент она находится на рассмотрении в генпрокуратуре РФ. Также, правозащитный центр «Мемориал» признал всех обвиняемых, проходящих по данному уголовному делу, политзаключёнными.

На этом нарушения в отношении прав и свобод заключенных со стороны следственных органов не закончились. На втором году заключения следователь начал ознакамливать обвиняемых с экспертизой книг, изъятых в ходе обыска и аудиозаписями. В день, каждому обвиняемому, предъявлялся один том для ознакомления, объемом около 500 страниц, без права вернуться к изучаемому тому в дальнейшем.

Далее, по тем же самым основаниям десяти ребятам было предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 205.5 («Организация деятельности организации, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации признана террористической», - прим. ПЦ «Мемориал»), [которая предусматривает срок лишения свободы] от 15 лет и до пожизненного заключения!

За 4 дня до окончания максимального срока содержания под стражей (18 месяцев), 30 июля 2016 года обвиняемым был предъявлен протокол об окончании всех следственных действий в порядке ст. 215 УПК РФ в отсутствии их защитников, что является нарушением права на защиту.

Затем следствие незаконно перешло к ознакомлению с материалами уголовного дела в порядке ст. 217 УПК РФ. О чём свидетельствуют предшествующие события, а именно:

  • ознакомление с экспертизой в порядке ст. 206 УПК РФ было осуществлено частично.
  • фактически следственные действия не были закончены, так как более половины томов уголовного дела не были сформированы и были представлены к обозрению только на закрытии ознакомления, в день подписания протокола в порядке ст. 217 УПК РФ.

И со всеми вышеперечисленными нарушениями, необоснованно, из раза в раз, продлевалась мера пресечения 20-ти обвиняемым. В связи с чем была подана жалоба в ЕСПЧ, и на данный момент [она] находится на рассмотрении.

На сегодняшний день данное уголовное дело находится на судебном следствии в Приволжском окружном военном суде. И, уже с предварительного слушания стало ясно, что он не беспристрастен. Суд отклонил большинство ходатайств, не дал времени в полном объёме ознакомиться с 235 томами уголовного дела, отказал в рассмотрении дела судом присяжных, а также, в исключении обвинения по статье 205.5. Последнее ходатайство обвиняемых было основано на том, что со стороны сотрудников башкирского ФСБ имела место провокация, так как одновременно 8 человек находились в розыске по ч. 2 ст 282 УК РФ и, [эти же 8 человек] находились в это время в заключении по обвинению по ч. 2 ст 205.5. И только по окончании года заключения данное уголовное дело было присоеденено, при том что и розыск по старому уголовному делу, и ОРМ (оперативно-розыскные мероприятия, - прим. ПЦ «Мемориал») по новому делу проводил один и тот же отдел УФСБ РФ по РБ.

Также, как на стадии ознакомления с материалами дела в порядке ст. 217 УПК РФ, так и на стадии судебного следствия были утеряны некоторые тома уголовного дела при их транспортировке. И данный факт был установлен в суде. И, руководствуясь ст. 158 УПК РФ суд определил: направить материалы уголовного дела на восстановление в следственный отдел. Но на положении подсудимых это никак не сказалось. Тогда, как соответствии с этой же статьей, заключенные подлежат немедленному освобождению, если сроки следствия вышли. Хотим вас уведомить, что вышли все законные и разумные сроки, как при утере материалов, на стадии следствия, так и при второй утере, в ходе судебного разбирательства!

Ещё более возмутительным является то, что старший следователь УФСБ РФ по РБ Корепанов С. Н. продолжает иметь доступ к томам уголовного дела, когда они уже переданы в суд. Об этом свидетельствует служебная записка начальника СИЗО-1 города Уфы, где говорится о том, что Корепанов С. Н. привозил и увозил тома уголовного дела из СИЗО на личном автомобиле. И факт пропажи томов, и то, что следователь продолжает иметь доступ к материалам уголовного дела, был установлен судом только под давлением защитников и их подзащитных.

Идёт сговор суда, прокуратуры, органов следствия и покрытие преступлений друг друга!

Мы просим независимые СМИ, общественные организации, общественных деятелей и просто неравнодушных людей освещать творящееся беззаконие в данном уголовном деле!

И помочь нам, родственникам политзаключённых, противостоять этой военной судебной машине, которая под давлением ФСБ, вот уже более 1000 дней держит под арестом наших мужей, сыновей и детей! И жаждет упечь их более, чем на 15 лет, только лишь за иные политические взгляды!

Программа: Поддержка политзэков
Программа: Преследования мусульман

Латыпов Р.М., Вахитов Л.М., Ахметов Р.М., Ахметшин Ф.Ф., Галлямов Р.Р., Гатауллин Р.Р., Гималетдинов И.Ф., Каюмов А.Р., Корнев А.В., Максутов Р.Ю., Мамаев Р.М., Мустафаев Ф.Р., Мустафин Х.Ф., Нурлыгаянов Р.Р., Салимов А.Р., Тагиров И.Р., Ф

Поделиться: