В Президиум Московского городского суда юристами Правозащитного центра «Мемориал» и «Команды 29» подана кассационная жалоба от имени Георгия Шахета, оспаривающего расстрельный приговор, вынесенный в отношении его деда Павла Заботина тройкой Объединенного Государственного Политического Управления (ОГПУ) в 1933 году.
Напомним, что Георгий Шахет с февраля 2017 года
добивается доступа к материалам уголовного дела своего деда, расстрелянного по «Закону о трех колосках» в 1933 году.
Как предусмотрено законной процедурой, он подал заявление о доступе к архивам ГУ МВД по Московской области и получил отказ на основании того, что Заботин не был реабилитирован. Районный и Московский городской суды подтвердили это решение. Когда же он подал заявление в Московскую прокуратуру с требованием реабилитировать Заботина, прокуратура отказала и в этом. Она сослалась на то, что Заботина осудили не по политическим мотивам, а как обычного преступника.
Юристы «Мемориала» и «Команды 29» подали иск о признании этого решения прокуратуры незаконным. Но Таганский районный суд Москвы
отклонил и этот иск, заявив, что не имеет права вмешиваться в решения прокуратуры.
Тогда юристы решили обжаловать приговор 1933 года. Чтобы обжаловать приговор, нужен доступ к материалам дела. Но пока у юристов только заключение, которое предоставило МВД в суд, когда юристы пытались получить доступ к материалам дела. Заключение гласит, что Заботин был осужден за хищение стройматериалов в составе группы, как сказано в приговоре, «бывших торговцев-лишенцев».
Приговор был вынесен на основании декрета ВЦИК 1932 года «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укрепления общественной (социалистической) собственности», больше известным, как «Закон о трех колосках». Проанализировав декрет, юристы пришли к выводу, что его действие распространяется только на грузы на железнодорожном и водном транспорте, а также имущество колхозов и кооперативов. Якобы украденное Заботиным имущество не было ни железнодорожным, ни водным, ни колхозным.
Выпущенная после принятия декрета «Инструкция по применению постановления» расширяла сферу применения Закона о трех колосках и охватывала то, что вменяется Заботину. Но инструкцию предваряло слово: "Секретно". Она не была опубликована. О ней знали только правоприменительные органы - суды, прокуратура, ОГПУ и оперсектора.
Можно ли расстреливать на основании секретного закона? Это центральный вопрос кассационной жалобы. Ответить на который предстоит Мосгорсуду в ближайшее время.
Так как все попытки получить доступ к архивным материалам дела Заботина П.Ф. закончились неудачей, юристы надеются получить доступ к документам во время судебного заседания. Новые документы покажут, насколько фактически обосновано обвинение против Заботина.
Для более подробного ознакомления с аргументацией наших юристов мы публикуем полный текст кассационной жалобы.