Жители дагестанского поселка Временный, лишившиеся имущества во время спецоперации в 2014 году, подали в суд иск на чиновников местной администрации, не составивших документацию для проведения восстановительных работ.
Более четырех лет жители поселка Временный в Унцукульском районе Дагестана не могут получить компенсации за поврежденное во время спецоперации имущество.
С 18 сентября по 26 ноября 2014 года почти тысячи силовиков проводили во Временном (население — около 900 человек) масштабную зачистку, в результате которой разрушили множество домов. На время спецоперации жители вынудили покинуть поселок: некоторые уехали сразу, кто-то смог задержаться до начала октября — тогда силовики выгнали даже пациентов местной больницы.
Когда режим контртеррористической операции был снят, вернувшиеся в поселок жители обнаружили на месте многих домов руины, а уцелевшие здания были сильно повреждены и разграблены.
«Несмотря на то, что было холодно, в поселке стоял ужасный запах от шкур коров, овец, которых они [силовики] зарезали. Головы лежали там и здесь, шкуры. Надо было видеть, в каком состоянии был поселок, когда мы сюда зашли. Весь поселок был перерыт, вся канализация — всё наружу», — рассказывала местная жительница.
Правоохранители сносили жилища при помощи тяжелой техники, мотивируя это поисками бункера боевиков. Позже они заявили, что в одном из подвалов скрывались семь участников незаконного вооруженного формирования, которые были убиты в результате перестрелки.
Комиссия, которая оценивала ущерб, признала непригодными для проживания 42 здания. Жителям пообещали компенсации, но выплат они так и не дождались. Пострадавшие вынуждены были восстанавливать имущество самостоятельно.
Юристы правозащитного центра «Мемориал», которые представляют интересы сельчан, не раз обращались в суды с требованием компенсировать жителям Временного потерянное имущество.
Согласование документов на выплату компенсации было запущено два года спустя, в 2016 году. Полтора года документы согласовывались различными министерствами Дагестана, и только весной 2018 года они наконец попали в кабмин региона. 24 сентября на запрос адвоката Марины Агальцовой МЧС РФ ответило, что 17 сентября оно вернуло документы на доработку в правительство республики, пишет правозащитный центр «Мемориал».
Однако все это касается только компенсаций за движимое имущество (бытовые предметы, техника), с недвижимостью ситуация гораздо хуже, говорится в заявлении центра.
По закону государство обязано компенсировать и порчу домов, но в сентябре этого года в ответ на адвокатский запрос администрация Унцукульского района заявила, что акты о нанесенном недвижимости ущербе не были составлены. «В связи с чем установление ущерба и составление сметных документаций не предоставляется возможным», а «повторное составление актов и обследование домов невозможно, в связи с заселением жителей в свои дома», указано в ответе.
Теперь юристы «Мемориала» от имени пяти жителей Временного подали в Унцукульский райсуд иск на бездействие райадминистрации, которая была обязана в трехмесячный срок составить первичную документацию для проведения аварийно-восстановительных работ.
В иске адвокаты указывают, что у всех заявителей имелись документы на дома, поэтому аргументация унцукульской администрации, что «акты невозможно составить, так как нет документов на домовладения, является несостоятельной».
Отметим также, что в декабре 2014 года пострадавшие обратились в Следственный комитет, требуя признать действия силовиков во время спецоперации незаконными. Следователь отказал в возбуждении уголовного дела, поскольку ничего незаконного в действиях военных не нашли.
Впоследствии решение отменили, но другой следователь вновь вынес постановление об отказе в возбуждении дела, которое вновь было опротестовано. Это повторялось несколько раз, прежде чем отчаявшиеся жители решили обратиться в Европейский суд по правам человека с жалобой на нарушение статьи 3 (запрет пыток), 8 (право на уважение частной и семейной жизни), 13 (право на эффективное средство правовой защиты) и статьи 1 Протокола 1 (защита собственности) Конвенции.
В декабре прошлого года 130 жителей Временного также обратились в правительство России с просьбой издать распоряжение о выплате компенсаций.
Юлия Сугуева