Магомеда Хазбиева вновь защищают адвокаты Хеда Ибриева и Андрей Сабинин, от которых он ранее отказался. Они заявили ходатайство об отводе всем судьям Ингушетии, прося перенести рассмотрение дела за пределы республики. Суд отклонил ходатайство, поскольку отвод должен быть персонифицированным и ссылаться на конкретные обстоятельства личной заинтересованности конкретного судьи в исходе процесса.
8 ноября 2018 года в Магасском районном суде на очередном заседании суда по делу Магомед Хазбиева подсудимый заявил, что его интересы в суде снова будут представлять адвокаты Хеда Ибриева и Андрей Сабинин, при этом он не отказывается от услуг нового адвоката Заиры Тасухановой, которая не присутствовала на заседании из-за того, что не успела ознакомиться с протоколами предыдущих судебных заседаний. Андрей Сабинин также не смог приехать. Кроме того, продолжает представлять интересы Хазбиева в суде и адвокат по назначению Мовлатхан Шаухалова.
* * *
Напомним, что Магомеда Хазбиева обвиняют в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 222 УК РФ (незаконный оборот оружия), ч.1 ст. 222.1 УК РФ (незаконный оборот взрывчатых веществ или взрывных устройств), ст. 319 УК РФ (публичное оскорбление представителя власти) и ч.1 ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности и т. д.). Сам общественный деятель утверждает, что уголовное дело против него полностью сфабриковано.
* * *
Судья Гамид Мурзабеков выразил недоумение политикой Хазбиева в выборе адвокатов: «Как это понимать? То вы от них отказываетесь, мы даём время Тасухановой, две-три недели, знакомиться с делом. Теперь Тасухановой нет, Ибриева снова здесь?»
По мнению судьи, такое поведение можно расценивать как злоупотребление обвиняемого своими правами. Хазбиев пояснил, что отказался от адвокатов в связи с тем, что все их ходатайства отклонялись и он хотел попробовать с другим адвокатом.
Далее Хазбиев заявил, что готов давать показания в суде, но упрекнул суд в том, что с 21 июня по сегодняшний день не реализовано его право на допрос потерпевшего Юнус-Бека Евкурова. Хазбиев настаивает на приводе Евкурова в суд, так как он гражданин РФ и обязан исполнить свой гражданский долг. Хазбиев считает, что судебное следствие не может быть окончено без допроса потерпевшего и попросил суд представить ему полную копию протоколов судебных заседаний. Данное заявление в письменном виде было передано судье и было поддержано защитой Хазбиева. Адвокат Ибриева добавила, что потерпевший не вправе отказываться от дачи показаний и уклонятся от явки в суд, за что может нести уголовную ответственность.
Судья сообщил, что 8 ноября в суд поступило ещё одно ходатайство от адвокатов Хазбиева об отводе всему составу судей Республики Ингушетии и напомнил, что аналогичное ходатайство уже заявлялось в июне 2018 года, оно рассматривалось и по нему выносилось постановление.
Судья уточнил у подсудимого и его защитников, настаивают ли они на этом ходатайстве и получил утвердительный ответ. Адвокат Ибриева напомнила, что председательствующий судья, согласно ч. 3 ст. 65 УПК РФ не может единолично выносить решение по данному ходатайству и огласила ходатайство в полном объёме. По утверждению адвокатов, все судьи Магасского районного суда выносили решение по уголовному делу Магомеда Хазбиева, рассматривая жалобы защиты в порядке ст. 125 УПК РФ, и поэтому не могут быть беспристрастны и объективны. По словам Ибриевой, на протяжении трёх лет адвокаты обжаловали каждое постановление по делу Хазбиева. Судья Мурзабеков напомнил, что он жалобы по делу Хазбиева не рассматривал, однако адвокат Ибриева парировала: «Но к вам у нас тоже недоверие».
Далее Ибриева повторила все те доводы, которые адвокаты приводили в июне, когда заявляли аналогичное ходатайство, а именно по мнению адвокатов, все судьи Ингушетии не могут быть объективны и беспристрастны при рассмотрении данного уголовного дела, так как они находятся в зависимости от Верховного суда РИ, который в свою очередь находится в зависимости от главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова, который проходит потерпевшим по данному уголовному делу. По имеющейся у защитников Хазбиева информации, Евкуров вмешивался в работу судов, оказывая влияние на принятие ими нужного Евкурову решения.
Зашита убеждена, что глава Ингушетии связан с председателем Верховного суда РИ Ибрагимом Фаргиевым дружескими отношениями, что также ставит по сомнение независимый характер суда. Факт близких и дружеских отношений Евкурова с Фаргиевым подтверждается информацией СМИ и личной странички Евкурова в Инстаграм.
В ходатайстве также сказано, что Хазбиев находится в оппозиции к действующему главе республики, неоднократно публично критиковал его, за что и содержится в настоящее время в заключении. Сотрудники ЦПЭ МВД по РИ, которых Хазбиев неоднократно обвинял в фальсификации уголовного дела против него, были осуждены военным судом за пытки и превышения своих должностных полномочий, причем приговор вступил в законную силу. От обвиняемых сотрудников ЦПЭ МВД по РИ неоднократно звучали тезисы о том, что они выполняли поручения главы Ингушетии. Учитывая длительное противостояние внутри ингушского общества и при личном участии Евкурова в качестве потерпевшего это дело не может быть объективно рассмотрено в ингушских судах, считают адвокаты. Косвенно это подтверждается тем, что суд не предпринимает никаких мер для обеспечения явки Евкурова.
Дальнейшее рассмотрение дела, по заявлению адвоката Ибриевой, невозможно без рассмотрения данного ходатайства. В случае его удовлетворения адвокат просила передать дело для рассмотрения в любой другой суд за пределами Республики Ингушетия. Судья попросил уточнить адвоката, кому заявляется отвод, так как в тексте ходатайства говорится о судьях Магасского районного суда, а в просительной части завяляется отвод всему составу судей РИ. Ибриева подтвердила, что отвод заявлен всем судьям Ингушетии.
Далее судья заметил, что в ходатайстве говорится о бездействии суда по обеспечению привода в суд потерпевшего. Он зачитал письмо суда, извещающее Евкурова о явке в суд 8 ноября и полученный из администрации главы РИ ответ о том, что в связи с выездом Евкурова в командировку он явится в суд не сможет и просит рассмотреть дело без его участия, подтверждает свои показания, данные им на стадии предварительного следствия и просит их огласить в суде.
Хазбиев и его адвокаты высказали недоверие тому, что Евкурова находится в командировке, на что судья ответил, что они вправе верить или не верить официальным документам, но суд постоянно извещает потерпевшего о необходимости явится на заседание и нельзя утверждать, что суд ничего для этого не делает.
Ибриев попросил уточнить каким числом датировано распоряжение о командировке Евкурова. Судья продемонстрировал ей данное распоряжение, сказав, что датировано он 5 ноября, а зарегистрировано судом 8 ноября. Ибриева попросила суд обратить внимание на то, что под распоряжением отсутствует личная подпись Евкурова.
Представитель гособвинения З. Казарян попросил суд отклонить ходатайство защиты Хазбиева об отводе судейского корпуса Ингушетии на том основании, что, согласно законодательству, суд в своих решениях независим, а федеральные судьи назначаются указом президента РФ, поэтому не усматривается их зависимость от республиканских властей и заинтересованность в исходе данного дела.
Судья удалился в совещательную комнату и пробыл там около 10-15 минут. Затем он огласил постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства адвокатов об отводе всего судейского корпуса РИ, поскольку ранее подобное ходатайство уже было рассмотрено и отклонено, а также, согласно ст. 64 УПК РФ, отсутствуют обстоятельства, предусмотренные ст. 61 и 63 УПК РФ, на основании которых судье может быть заявлен отвод участниками уголовного судопроизводства. Кроме того, по данному вопросу имеется определение Конституционного суда о том, что отвод может быть заявлен только тому судье или судьям, которые участвуют в производстве по уголовному делу, отвод должен быть персонифицирован и содержать ссылки на объективные обстоятельства личной заинтересованности судьи в исходе дела, а не базироваться на абстрактных предположениях.
Далее судья попросил гособвинителя высказать своё мнение по поводу просьбы Хазбиева обеспечить привод потерпевшего Евкурова в суд. Гособвинитель сказал, что потерпевший направил в суд письмо, где указывает причины своего отсутствия и попросил суд удовлетворить просьбу потерпевшего и огласить его показания в суде. Судья сказал, что просьбу о приводе Евкурова в суд отклоняет и попросил сторону защиту высказать своё отношение к ходатайству огласить показания потерпевшего в суде без его участия.
Адвокат Ибриева попросила прежде, чем рассматривать это ходатайство, предоставить ей возможность заявить несколько своих ходатайств. Она заявила ходатайство об отводе экспертов центра судебной экспертологии им. Е. Ф. Буринского» Е.В. Голиковой и Е. С. Дубской, которые делали комплексную психолого-лингвистическую экспертизу. По мнению адвоката, экспертиза сделана с грубейшими наущениями законодательства и не является объективной, а сами эксперты и вышли за рамки своей компетенции.
Гособвинитель и судья обратили внимание защиты Хазбиева на то, что данные эксперты уже не участники судебного заседания. Адвокат Ибриева уточнила, что было бы правильнее признать недопустимым доказательством комплексную психолого-лингвистическую экспертизу, которую сделали эти эксперты. Судья предложил подать соответствующее ходатайство, а как отводить экспертов, которые не являются участниками процесса, он не знает. Гособвинитель заявил, что защита Хазбиева злоупотребляет своим правом заявлять ходатайства, так как просит об отводе экспертов, которые уже дали показания в суде, и попросил суд данное ходатайство отклонить, что и было сделано судьёй.
Затем адвокат Ибриева заявила ходатайство об изменении Хазбиеву меры пресечения на более мягкую, так как нет никаких разумных оснований содержать его под стражей. Обвинение не приводит никаких конкретных доказательств того, что Хазбиев может как-то влиять на ход следствия или скрыться от правосудия. Содержание Хазбиева под стражей, по утверждению адвоката, нарушает несколько статьей Конвенции по правам человека. Ибриева предложила суду отпустить Хазбиева домой под залог в размере 500 000 рублей.
Судья Мурзабеков напомнил, что 11 ноября истекает срок содержания Хазбиева под стражей и вопрос об избрании меры тоже будет рассмотрен в суде на текущем заседании.
Гособвинитель сказал, что данное ходатайство аналогично ранее уже заявленным и попросил суд оставить его без рассмотрения, так как обстоятельства, которые послужили основанием для взятия Хазбиева под стражу, остались прежними.
Судья снова удалился в совещательную комнату на 15 минут, после чего в удовлетворении ходатайства об изменении меры пресечения отказал.
Адвокат Ибриева заявила ходатайства об исключении из перечня доказательств по уголовному делу двух документов: протокола обыска в доме Хазбиева – по мнению защиты, он составлен с грубыми нарушениями УПК РФ – и комплексной психолого-лингвистической экспертизы, и признать данные доказательства не имеющими юридической силы. Гособвинитель снова указал суду, что защита злоупотребляет своим правом на заявление ходатайство, т. к. ходатайство об исключении психолого-лингвистической экспертизы ранее защитой Хазбиева уже заявлялось и попросил суд оба ходатайства отклонить. Рассмотрение ходатайств суд отложил до следующего заседания – по мнению судьи, они требуют детального изучения.
Гособвинитель заявил ходатайство об оглашении в суде были показаний потерпевшего Евкурова, который неоднократно предоставлял суду сведения об уважительных причинах своей неявки в суд. Также он ходатайствовал и продлить Хазбиеву срок содержания под стражей до 29 ноября 2018 года, так как есть основания полагать что подсудимый может скрыться. Хазбиев удивился, почему только до 29-го, предположив, что уже есть договорённость посадить его до этого числа.
Хазбиев и его защита категорически выступили против оглашения показаний Евкурова в суде и продолжали настаивать на его допросе. Адвокат Ибриева снова заявила, что уклонение Евкурова от явки в суд может грозить ему уголовной ответственностью, на что судья попросил адвоката назвать статью уголовного кодекса, которая предусматривает такое наказание. Ибриева сказала, что назовёт статью позже, потому что у неё под рукой нет уголовного кодекса, но зато прочитала полностью ст. 42 УПК РФ о правах и обязанностях потерпевшего. Хазбиев заявил, что у него к Евкурову есть вопросы по его показаниям и он хотел бы услышать ответы на них в суде, в частности, с какими преступными элементами Хазбиев был связан, почему Евкуров предлагал ему должности и почему Хазбиев от них отказывался.
«Дайте мне час времени и двух приставов, и я вам привезу его сюда, вместе с его охраной», - пообещал судье Хазбиев.
Кроме того, адвокаты Хазбиева вновь попросили суд изменить меру пресечения для Хазбиева на более мягкую, исходя из того, что гособвинение не привело ни одного доказательства своим доводам, а высказали только предположения.
Суд отклонил ходатайство прокурора об оглашении в суде показаний потерпевшего и удалился в совещательную комнату рассматривать ходатайства об избрании меры пресечения. Рассмотрев ходатайство, суд постановил меру пресечения оставить прежней и продлить содержание под стражей до 29 ноября.
Затем судья попытался приступить к допросу подсудимого, но Хазбиев наставила на том, чтобы при допросе присутствовали все его адвокаты, а адвокат Ибриева заявила, что адвокат Тасуханова ещё не получила протоколы судебного заседания для ознакомления. Адвокат Шаухалова также сказала, что не имела возможность изучить все протоколы суда и попросила предоставить ей ещё время для того, чтобы закончить изучение всех материалов. По словам Шаухаловой, все протоколы ей не предоставил секретарь суда.
Гособвинитель поддержал судью и сказал, что никаких препятствии к началу допроса подсудимого нет, в зале присутствует адвокат Ибриева, которая участвовала в судебных заседаниях и в курсе всего дела.
После небольшого спора между судьей и Хазбиевым судья принял решение отложить заседание до 13 ноября. Суд попросил всех ознакомится с протоколами и быть готовым к допросу подсудимого.
В конце заседания выразить поддержку Хазбиеву в суд пришёл сопредседатель Всемирного конгресса ингушского народа бывший министр внутренних дел по РИ Ахмед Погоров.