ПЦ «Мемориал» незаконно ликвидирован. Сайт прекратил обновляться 5 апреля 2022 года
Сторонники ПЦ создали новую организацию — Центр защиты прав человека «Мемориал». Перейти на сайт.
Статья УК: 

Шумков Александр Сергеевич

Шумков Александр Сергеевич родился 19 сентября 1989 года в Одессе, проживал в Херсоне, является гражданином Украины, на момент задержания служил в ВСУ на должности стрелка батальона охраны, фактически был дознавателем военной прокуратуры херсонского гарнизона. Приговорён к 4 годам колонии общего режима по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 282.2 УК РФ («Участие в деятельности экстремистской организации»), в связи с якобы членством в запрещённом в России «Правом секторе». Находился под стражей с 6 сентября 2017 года по 24 декабря 2020 года, когда по отбытии наказания вышел на свободу.

Полное описание

Описание дела

В сентябре 2017 года стало известно, что военнослужащему Вооружённых Сил Украины Александру Шумкову Следственным управлением СК РФ по Брянской области было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 282.2 УК РФ («Участие в деятельности экстремистской организации», максимальная санкция — 6 лет лишения свободы), в связи с якобы членством в запрещённом в России «Правом секторе». Известно, что Шумков участвовал в событиях на Майдане, в 2014 году работал охранником лидера «Правого сектора» Дмитрия Яроша, после чего пошёл служить в ВСУ, и, по утверждению родственников, на момент задержания не являлся членом данной организации. Как следует из постановления о привлечении в качестве обвиняемого, имеющегося в распоряжении Правозащитного центра «Мемориал», Шумков был официально задержан 6 сентября 2017 года.

Обвинение сводится к тому, что «Шумков А.С., зная о том, что деятельность организации «Правый сектор» направлена в том числе на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, а также пропаганду, оправдание и осуществление экстремистской деятельности на территории Российской Федерации и республики Украина, а одной из заявленных целей «Правого сектора» является осуществление вооружённого противодействия «российской агрессии в Крыму», разделяя основные идеи и принципы украинской организации «Правый сектор», добровольно не вышел из состава указанной организации, продолжил активно принимать участие в деятельности организации «Правый сектор», в проводимых указанной организацией мероприятиях, в том числе боевых операциях в зоне АТО вплоть до 23 августа 2017 года».

Учитывая, что Шумков не являлся гражданином России и, если и участвовал в деятельности запрещённой организации, то исключительно на территории другой страны, следствием была сделана оговорка о том, что «в соответствии с ч. 3 ст. 12 УК РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по Уголовному кодексу Российской Федерации в случаях, если преступление направленно против интересов Российской Федерации».

Мать Шумкова утверждает, что он пропал 17 августа 2017 года. Она считает, что он, будучи членом запрещённой в России организации и действующим военнослужащим украинской армии, не мог с неизвестными им целями поехать на территорию России. По версии защиты, Шумков, как дознаватель военной прокуратуры Украины, ехал на встречу с информатором, который должен был предоставить ему информацию о поставщиках наркотических веществ с территории самоправозглашённых ДНР/ЛНР в Одесскую и Днепровскую области Украины. Неподалеку от российско-украинской границы, на месте встречи с информатором, на машину, в которой передвигался Шумков, якобы было совершено нападение, он был обездвижен ударом электрошокера и в бессознательном состоянии вывезен на территорию РФ.

Известно, что украинская полиция во время в ходе расследования исчезновения Шумкова зафиксировала пересечение им границы с Россией через Бачевский пункт пропуска 23 августа 2017 года на легковом автомобиле вместе с ещё 3 лицами. В настоящее время украинские правоохранительные органы устанавливают лиц, причастных к похищению Шумкова в рамках уголовного дела № 12017230040005547, заведённого по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 146 УК Украины («Незаконное лишение свободы или похищение человека»).

Правозащитному центру «Мемориал» не известно, каким образом СК РФ объясняет въезд Шумкова на территорию России и как трактует мотивы, в соответствии с которыми он мог совершить данный поступок.

В отношении Шумкова была избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, он был помещён в СИЗО-1 города Брянска, как и задержанный незадолго до этого другой обвиняемый в членстве в «Правом секторе» - москвич Денис Бахолдин. 4 декабря 2018 года Александр Шумков был приговорён к 4 годам колонии общего режима и.о. председателем Севского районного суда Брянской области Виктором Рухмаковым.

24 декабря 2020 года Шумков вышел на свободу из тверской ИК-4, полностью отбыв наказание.

Основания признания политзаключённым

Деятельность «Правого сектора» запрещена ВС РФ на территории Российской Федерации, тогда как Александр Шумков, согласно обвинению, принимал в ней участие только на территории Украины, являясь её гражданином. Утверждение, что деятельность «Правого сектора» на Украине направлена «на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства» представляется нам надуманным, как и бездоказательное утверждение о том, что Шумков, вступая в «Правый сектор», действовал против интересов России.

Между тем, хотя членство в «Правом секторе» (если оно будет доказано), в том числе, за пределами России, и подпадает формально под действие ст. 282.2 УК РФ, преступлением в соответствии со ст. 14 УК РФ является только общественно опасное деяние, а ч. 2 ст. 14 УК РФ гласит, что «не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности».

Обоснованность запрета «Правого сектора» также вызывает сомнение. Аргументация относительно данной организации в соответствующем решении Верховного суда РФ от 17 ноября 2014 года не выдерживает никакой критики, а в основу решения положены как минимум непроверенные факты.

Во-первых, в обоснование необходимости запретить «Правый сектор» приводится дело Сенцова: «...в мае 2014 г. органами Федеральной службы безопасности раскрыты совершенные сторонниками «Правого сектора», объединившимися в террористическое сообщество, два террористических акта и пресечена подготовка к третьему в г. Симферополе». Мы детально изучали дело Сенцова и не увидели никакой связи между осуждёнными по этому делу и «Правым сектором»; в целом дело известно большим количеством фальсификаций и неадекватной квалификацией хулиганских деяний как террористических. При этом на 17 ноября 2014 года по делу не было вынесено ни одного приговора, и факты, упоминающиеся в решении о запрете «Правого сектора» не были установлены судом.

«Совершение поджога офиса Симферопольского местного городского отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» 18 апреля 2014 г. воспрепятствовало его законной деятельности», - говорится в решении, однако, из процесса по делу Сенцова стало известно, что Симферопольское отделение «Единой России» было создано только 24 апреля 2014 года.

Во-вторых, в решении говорится о возбуждении уголовного дела в отношении лидера «Правого сектора» Дмитрия Яроша по ст. 205.2 («Публичные призывы к терроризму или публичное оправдание терроризма») и 280 («Публичные призывы к экстремистской деятельности») УК РФ в связи с публикацией на странице «Правого сектора» во «Вконтакте» 1 марта 2014 года текста «обращения Яроша к Доку Умарову». Пресс-служба организации заявила, что аккаунт одного из администраторов сообщества был взломан и что ни Ярош, ни «Правый сектор» в целом с таким обращением не выступали. «Обращение» не было размещено на сайте или в других социальных сетях организации и было удалено из «Вконтакте».

В-третьих, в решении указывается, что «на сайте http://pravyysektor.info имеется программа политической партии «Правый сектор» «Реализация украинской национальной идеи в процессе государства», согласно которой одним из политических принципов является политика в отношении «крымских татар», «существование которых вне Украины невозможно», а также указывается то, что «всякие попытки проигнорировать или отложить крымско-татарский вопрос или решать его вопреки украинским национальным интересам неизбежно обернутся новыми бедами - и для украинцев, и для крымских татар, и для представителей других национальностей, прежде всего тех, которые проживают в Крыму», - но не объясняется, почему упомянутое обсуждение национального вопроса внутри Украины (по всей видимости, актуальное до аннексии Крыма) должно быть запрещено.

Политический мотив преследования Александра Шумкова очевиден. В деле отражается суть российско-украинского вооружённого конфликта. Россия, с одной стороны, официально «открещивается» от участия в конфликте, с другой стороны, занимает, очевидно, антиукраинскую позицию, что выражается и в пропаганде, и в неофициальной военной помощи самоправозглашённым ДНР и ЛНР, и в политических преследованиях людей, как поддерживающих Украину морально, так и украинских граждан (Савченко, Карпюк, Клых и др.), и в запрете ряда украинских националистических организаций спустя примерно полгода после начала войны.

Наконец, на политический мотив преследования Шумкова указывают странные обстоятельства его попадания на территорию России, которые, с большой долей уверенности, позволяют говорить о его похищении.

Применительно к принятым Правозащитного центра «Мемориал» критериям, обстоятельства преследования позволяют полагать, что лишение свободы было применено с целью упрочения либо удержания власти субъектами властных полномочий в нарушение права на справедливое судебное разбирательство, иных прав и свобод, гарантированных Международным пактом о гражданских и политических правах или Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод при отсутствии состава преступления.

Правозащитный центр «Мемориал» требует немедленно прекратить уголовное преследование Александра Шумкова и освободить его из-под стражи.

Признание лица политзаключённым не означает ни согласия Правозащитного центра «Мемориал» со взглядами и высказываниями признаваемых политзаключёнными лиц, ни одобрения их высказываний или действий.

Адвокат: Муртазин Фарит Тагирович.

 

Публикации в СМИ:

ТСН. Бывший охранник Яроша оказался в российском СИЗО // http://ru.tsn.ua/politika/byvshiy-ohrannik-yarosha-okazalsya-v-rossiyskom-sizo-1011120.html

Украинская Правда. Экс-охранник Яроша оказался в СИЗО в РФ. Мать заявляет, что он исчез // http://pravda.com.ua/rus/news/2017/09/29/7156765

Дата обновления справки: 28.12.2019 г.

Развернуть

Новости по теме

26.04.2018 | 12:56
Правозащитный Центр «Мемориал»