Кампания по так называемой «профилактике экстремизма и терроризма», развернутая в последние годы в Республике Дагестана, в 2015 году приобрела по-настоящему массовой характер. Её осуществляют, в первую очередь, органы МВД.
Сотрудники полиции стремятся показать служебное рвение, формально обеспечить высокие показатели работы. С этой целью они в массовом порядке ставят граждан на профучет в качестве потенциальных экстремистов и террористов.
31 мая 2016 г. на встрече с членами Совета при резиденте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) глава Дагестана Р. Абдулатипов заявил, что на профучете по категории «ваххабизм» состоят 9 тыс. чел. Глава МВД по РД А. Магомедов сообщал о 16 тыс. чел. По данным ПЦ «Мемориал», общее число поставленных на профучет лиц на конец 2015 г. составляло не менее 10 тыс. чел.; за следующий год оно значительно увеличилось.
Абсолютное большинство людей, попавших в списки состоящих на профилактическом учете по категории «религиозный экстремист» или «приверженец ваххабизма» (далее для краткости «профучет»), никогда не привлекались к уголовной ответственности, правоохранительные органы не обвиняют их в совершении каких-либо преступлений. Чтобы попасть на профучет человеку достаточно быть однократно задержанным в ходе рейда полиции по «салафитским» мечетям, или носить бороду, или стать жертвой доноса недоброжелателя. На учет можно попасть и случайно, став жертвой ошибочного суждения полицейского или его стремления улучшить показатели своей работы.
Подчас на профучет попадают люди, которые реально противостоят экстремизму, ссылаясь на авторитетных исламских ученых, публично осуждет терроризм, призывают молодежь не поддерживать тех, кто агитирует за уход в ряды НВФ.
Права граждан, попавших на профучет, систематически нарушаются. Им практически невозможно устроиться на работу в бюджетные организации, а зачастую и в частные предприятия, и даже просто снять квартиру. Сотрудники органов внутренних дел регулярно вызывают и доставляют этих людей в отделы полиции, где у них многократно получают письменные объяснения, снимают отпечатки пальцев, берут образцы для проведения ДНК-анализа, фотографируют, снимают на видеокамеру. В ряде случаев требуют подстричь бороду или носить другую одежду. Поставленных на профучет регулярно задерживают на постах ДПС, где граждане вынуждены оставаться часами. Их незаконно доставляют в отделы полиции, где требуют писать объяснения — куда и зачем те едут.
Нередко в эти процедуры оказываются вовлечены родственники поставленных на профилактический учет. Полицейские посещают школы и детские сады, где находятся дети состоящих на профучете, чем создают предвзятое отношение к ним со стороны преподавателей и воспитателей. Участковые уполномоченные МВД необоснованно требуют от попавших в списки профучета заранее оповещать их о любых планируемых дальних поездках как по республике, так и за её пределы, но даже в этом случае человека могут снять с поезда или самолета. Сотрудники полиции нередко наведываются к ним домой.
При этом сотрудники полиции не дают гражданам вразумительных пояснений по сути предъявляемых претензий, и не выдают никаких официальных документов о постановке на профучет.
Люди, попавшие в списки, не могут узнать, ни почему они туда попали, ни как добиться исключения из списков. Подзаконные нормативные акты МВД, регламентирующие практику профучета, не опубликованы, а в ходе судебных процессов по жалобам граждан на такую практику, эти нормативные акты засекречены.
В итоге подобная профилактика выливается в набор бессмысленных и зачастую издевательских по отношению к гражданам действий, которая не только отвлекает сотрудников правоохранительных органов от реального обеспечения правопорядка и от борьбы с вооруженным подпольем, но, вызывая раздражение и неприятие у граждан, заметно обостряет ситуацию в регионе, в конечном счете играя на руку террористам.
Начиная с 2016 года жители республики стали все чаще обращаться в суд для защиты своих прав. Появляется все больше судебных решений о признании незаконными постановку граждан на профучет и отказ в снятии с такого учета. В ряде случаев за граждан вступились органы прокуратуры, которые установили, что те были незаконно поставлены на профучет, и внесли в органы МВД Дагестана соответствующие представления.
По итогам 2016 года и началу 2017 года можно сделать вывод, что в практике обжалования незаконной постановки на профучет в Дагестане начали происходить позитивные изменения. Хотя судебные решения и акты прокурорского реагирования пока носят единичный характер, в целом они определяют рамки законного правоприменения при осуществлении профилактики экстремизма и терроризма. Созданная минимальная правоприменительная практика также является ориентиром в деятельности по защите прав граждан, пострадавших от незаконной постановки на профилактический учет.
Но на конец марта 2017 года не известно ни одного случая, когда бы во исполнение решения суда или представления прокуратуры из органов МВД по РД гражданам было бы направлено извещение о снятии их с профучета.
Юристы ПЦ «Мемориал» представляли интересы некоторых жителей Дагестана в судах о снятии их с профучета, мы подробно освещали эти дела на нашем сайте: см., например, дело Д.Алхасова и дело М. Магомедова. ПЦ «Мемориал» продолжает следить за ситуацией с незаконной практикой профучета в Дагестане.