Дагестан: постановка на профучет – дело Алхасова

С лета 2014 года врач участковой больницы с. Эрпели Буйнакского района Дагестана Даниял Алхасов, верующий мусульманин, подвергается систематическим преследованиям со стороны сотрудников Буйнакского РОВД.

Много позже выяснилось, что 24 сентября 2014 года на основании неких засекреченных результатов оперативно-розыскной деятельности Данияла Алхасова внесли в базу данных состоящих на профилактическом учете «как приверженца нетрадиционного течения ислама «Салафизм».

На протяжении 2015 года его неоднократно приглашали в Буйнакский РОВД, где проводили опрос, фотографировали, снимали на видео его походку и речь, брали отпечатки пальцев и образцы ДНК. Аналогичным процедурам подверглась и его жена. При этом полицейские обвиняли Алхасова в поддержке терроризма. Особенное раздражение сотрудников полиции вызывала постриженная по мусульманским канонам борода Д. Алхасова - во время одного из визитов в РОВД они фактически силой вынудили его побриться.

Несмотря на это, проверка, проведенная в октябре 2015 года Главным управлением собственной безопасности МВД РФ по запросу Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека установила, что изложенные Д.Алхасовым доводы о нарушении его прав и свобод подтверждения не нашли, а в действиях сотрудников полиции Буйнакского РОВД состав преступления отсутствует.

20 января 2016 года работающий по соглашению с ПЦ «Мемориал» адвокат Мурад Магомедов и юрист программы «Горячие точки» ПЦ «Мемориал» Галина Тарасова в интересах Д. Алхасова обратились в Буйнакский районный суд с административным иском к ОМВД РФ по Буйнакскому району РД, требуя признать постановку его на профилактический учет незаконной и обязать сотрудников МВД России по Буйнакскому району РД снять его с профучета.

16 февраля 2016 года в Буйнакском районом суде началось рассмотрение этого иска.

Ранее ПЦ «Мемориал» неоднократно в своих сообщениях касался практики постановки на профилактический учет см. например: [1], [2], [3], [4], [5]). Данное дело – один из очень немногих примеров оспаривания постановки на профучет в судебном порядке.

Полное досье

В 2008 году Даниял Алхасов закончил Военно-Медицинскую академию в Санкт-Петербурге, затем работал по распределению в п. Сеща Брянской области. В 2010 году он был уволен по сокращению штатов и вернулся в Дагестан. С января 2011 года он работал в родном селе Эрпели врачом «скорой помощи», а с июня 2011 года - врачом общей практики в Эрпелинской участковой больнице. Даниял Алхасов является верующим мусульманином, посещает мечеть и носит небольшую бороду.

Сразу же по приезде Данияла Алхасова в Эрпели его посетил участковый, пояснивший, что проводит подворный обход села и должен записать данные всех, кто проживает в доме. Даниял Алхасов сообщил участковому, что живет в этом доме с женой и родителями, а также что имеет травматический пистолет. Участковый проверил документы на оружие, порекомендовал купить сейф и ушел.

В июне 2014 года участковый намекнул Д. Алхасову, чтобы тот укоротил бороду, так как в Буйнакском РОВД рассматривается вопрос о внесении его в списки вахабитов. Д.Алхасов отказался – он не экстремист, всегда выступал против террористической и любой другой преступной деятельности, а носить или не носить бороду - его право.

В августе 2014 года Данияла Алхасова вызвали в Буйнакский РОВД, опросили, записали его личные данные, взяли отпечатки пальцев, сфотографировали и отпустили. При этом полицейские не представились и не объяснили ему причины и основания проведения этих мероприятий.

В конце августа участковый снова попросил Д. Алхасова прийти в РОВД. Там с ним беседовал майор Анвар Абдулмеджидов. Он сказал Алхасову, что тот был замечен в «вахабистской мечети» города Буйнакска, и далее в очень грубой форме, оскорбляя Алхасова, обвинил его в поддержке терроризма. Абдулмеджидов показал на экране своего телефона видеозапись со сценами массовых расстрелов, которые проводят в Сирии выходцы из Дагестана, говоря при этом Алхасову: «твои единомышленники уезжают в Сирию и расстреливают людей!». Он угрожал сообщить в Минздрав РД, что Алхасов - член НВФ, заявив, что Алхасова уволят и ни прокуратура, ни суд, ни правозащитники ему не помогут. Алхасов отвечал, что не имеет отношения к боевикам, но полицейский просто игнорировал его слова.

Затем Абдулмеджидов отправил Алхасова в другой кабинет, где находился прикомандированный сотрудник славянской внешности в гражданской одежде. Тот записал со слов Алхасова данные его родственников. Во время разговора в кабинет заглянул человек в штатском, как потом выяснилось, оперативный работник Абдул Джамавов. Увидев Алхасова, он крикнул: «Что это за борода?! На кого ты похож?!», затем, обратившись к опрашивавшему Алхасова сотруднику, сказал: «Потом его ко мне».

У себя в кабинете Джамавов и присоединившийся к нему сотрудник полиции Эльдар Гасанханов обвинили Алхасова в поддержке терроризма. Они кричали Алхасову, что ненавидят бородатых, а затем поставили на стол машинку для стрижки и потребовали при них сбрить бороду. Даниял Алхасов отказался, но полицейские сказали ему, что пока он не пострижет бороду, его не отпустят.

Через два часа им надоело ждать, они схватили Данияла Алхасова и А. Джамавов заявил, что сам пострижет его. Только тогда Алхасов согласился постричься. Они отпустили его и он остриг бороду, после чего его проводили к начальнику РОВД Зауру Яхьяеву. Тот сообщил Д.Алхасову, что получил письмо от его односельчан, где сказано, что Алхасов является амиром местного НВФ. Затем он предупредил Алхасова, что если тот будет и дальше ходить с бородой и придерживаться экстремистских взглядов, то они «не посмотрят ни на что, подкинут оружие, гранату, закроют и пусть Аллах нас уже судит за это». Даниял Алхасов снова и снова пытался объяснить, что он простой врач, никогда не нарушал закона, не имел и не имеет никаких связей с НВФ, но все его пояснения полицейские просто игнорировали. Его отпустили только через несколько часов, причем начальник РОВД сказал ему: «Ты будешь под жестким контролем, и если будет хотя бы слух какой-то о тебе, то они будут разговаривать с тобой по-другому».

В сентябре 2014 года Д. Алхасова снова попросил прийти в Буйнакский РОВД. Там его встретили другие, ранее незнакомые ему сотрудники полиции в гражданской одежде. Они взяли у него отпечатки пальцев, записали голос, сняли на видео, как он читал текст, его походку - для этого попросили три раза пройти по кабинету, затем взяли из вены кровь и отпустили. По какой причине и на каких основаниях проводидись эти мероприятия, ему не сообщили. После этого его не беспокоили почти год.

3 августе 2015 года Д. Алхасову позвонил оперативник Абдул Джамавов и попросил его прийти в РОВД. Там его снова сфотографировали, сняли отпечатки пальцев, опросили, переписали все телефонные номера из памяти его телефона. В РОВД Даниял Алхасов встретил майора Анвара Абдулмеджидова и Абдула Джамавова и спросил их, как он может добиться прекращения подобных мероприятий в отношении него. Абдулмеджидов ответил, что есть два пути: смерть или принятие христианства, а Джамавов ответил просто: «Никак». В РОВД Алхасов провел 2 или 3 часа.

12 августа 2015 года около 18:00 оперативный работник по имени Асхабали (фамилия неизвестна) снова пригласил Алхасова в отдел. Когда Алхасов и Асхабали сидели в кабинете, туда зашел начальник РОВД. Он снова придрался к бороде Алхасова, сказал, что Алхасов - единственный «зараженный этим вахабистским вирусом в Эрпели», и если кто-то еще появится в этом селе, то спрашивать будут с него, после чего добавил: «и не дай Бог ты окажешь медицинскую помощь членам НВФ!».

13 августа 2015 года около 10:00 часов утра позвонил оперативник А. Джамавов и сказал, что Д. Алхасов должен снова явиться в в РОВД, на этот раз вместе с женой Асият Алхлаевой и двумя братьями. В тот же день около 16:00 Даниял Алхасов пришел в РОВД. Джамавов потребовал привести также жену Алхасова, но тот отказался. Тогда А. Джамавов сказал, чтобы Алхасов самостоятельно взял кровь у жены и принес им, по словам А. Джамавова, для того, «чтобы определить ДНК, если с ним что-то случится». Потом оперативник спросил, передал ли Алхасов брату их просьбу прийти в РОВД. Алхасов ответил, что просьбу передал, но брат прийти отказался. Джамавов рассердился, вывел Алхасова во двор и сказал, что отсюда он уже не выйдет.

Примерно через час в РОВД доставили жену Алхасова. В разговоре с Алхасовым оперативник пояснил, что начальник Буйнакского РОВД приказал доставить Асият Алхлаеву в отдел, но она ехать в РОВД отказалась и оперативники, применив силу, вытащили ее из дома, посадил ее в машину и отвезли в отдел. Там у нее отняли телефон, но она успела позвонить своему отцу, тестю, дяде и другим родственникам и они прибыли в РОВД.

Начальник РОВД предъявил Асият Алхлаевой претензии по поводу ношения ею хиджаба. Затем сотрудница полиции сфотографировала ее, записала данные – ФИО, место работы, автобиографические сведения, затем у нее взяли отпечатки пальцев. Даниял Алхасов, его жена и их родственники покинули РОВД, проведя там почти 4 часа.

Помимо вызовов в ОМВД РФ по Буйнакскому району РД, Данияла Алхасова неоднократно останавливали на постах ДПС в г. Махачкале для проверки документов, а однажды доставили в Советский РОВД г. Махачкалы.

17 августа 2015 года Даниял Алхасов обратился в отделение ПЦ «Мемориал» в Махачкале. 25 августа ПЦ «Мемориал» направил в Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека заявление Д. Алхасова с просьбой проверить изложенные в нем факты и принять меры к прекращению нарушения его прав. Председатель совета М. Федотов отправил запрос в МВД РФ. В начале октября в рамках проводимой МВД РФ проверки представители Главного Управления Собственной Безопасности МВД РФ взяли объяснение о действиях сотрудников РОВД у Данияла Алхасова и у его жены. Ответ, полученный Д. Алхасавым по результатам этой проверки, гласил, что доводы, изложенные им в заявлении, подтверждения не нашли, материалы проверки были направлены в Следственное управление СК РФ по РД, которое, в свою очередь, отказало в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников Буйнакского РОВД.

15 ноября 2015 года около 10:00 участковый вызвал Алхасова для взятия образцов ДНК, крови, голоса и тд. Алхасов потребовал официальную повестку, которую участковый доставил через несколько часов. По словам Д. Алхасова, повестка была составлена с целым рядом нарушений закона. Так, она подписана сотрудником А.Б.Батырмурзаевым, но вызвал Алхасова в отдел оперативный сотрудник ОМВД РФ по Буйнакскому району лейтенант А.А. Магомедов. Далее в повестке сказано, что если Алхасов не явится без уважительных причин, то он может быть подвергнут принудительному приводу на оснований ст.73 и 147 УПК РФ. Однако в указанных статьях УПК  – 73 («обстоятельства, подлежащие доказыванию») и 147 («возбуждение уголовного дела частного и частно-публичного обвинения») – ни единого слова о порядке принудительного привода нет. Алхасов отказался выполнять требования этой повестки.

На свою жалобу на действия сотрудников Буйнакского РОВД Д. Алхасов получил ответ, что с 24 сентября 2014 года на основании неких результатов оперативно-розыскной деятельности он состоит на профилактическом учете как приверженец нетрадиционного течения ислама «Салафизм».

20 января 2016 года адвокат М. Магомедов и юрист ПЦ «Мемориал» Г. Тарасова в интересах Д. Алхасова обратились в Буйнакский районный суд с административным иском к ОМВД РФ по Буйнакскому району РД, требуя признать постановку его на профилактический учет незаконной и обязать сотрудников МВД России по Буйнакскому району РД снять его с учета. Рассмотрение этого иска началось 16 февраля 2016 года.

Ранее ПЦ «Мемориал» неоднократно в своих сообщениях касался практики постановки на профилактический учет см. например: [1], [2], [3], [4], [5]). Данное дело – один из очень немногих примеров оспаривания постановки на профучет в судебном порядке.

Развернуть