Екатерина Фатьянова обвиняется по ч. 1 ст. 280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности». По версии следствия, преступление было совершено на митинге Революционно-патриотического союза Красноярья 1 мая 2008 года, в ходе которого Фатьянова выступила с речью. По версии следствия, в высказываниях известной политактивистки содержатся «призывы к действиям, направленным на насильственное изменение конституционного строя и возбуждения социальной розни».
Как следует из материалов дела, основанием для возбуждения уголовного дела против Фатьяновой послужили следующие части её выступления: «Нам остается только, для того, чтобы спасти всё это, всё, что у нас ещё осталось, остаётся организовать революцию!», «а революция организуется… тогда, когда народ объединится и получит в свои руки оружие», «…захватывать не только почту, телеграф, телефон, но и арсеналы, в частности, наш арсеналы городские – отделения милиции», «Потому что только силой оружия делаются революции, это последнее, что нам осталось – объединиться и взять в руки оружие и уничтожить эту власть, не просто выгнать их из страны, уничтожить физически».
Вину Екатерина Фатьянова не признала. В вышесказанном призывов к экстремистской деятельности она не усматривает и отрицает, что у неё был какой либо умысел на совершение уголовно наказуемых деяний, как это утверждает следствие.
Такой же точки зрения придерживается и соратник Фатьяновой, лидер «Другой России в Красноярске», нацбол Андрей Сковородников: «Фраза, вызвавшая столь серьёзную реакцию правоохранительных органов, хоть и смотрится грозно, однако же при ближайшем рассмотрении не дает такой уж однозначной трактовки. Там же не говорится ничего вроде того, что, товарищи, срочно все берёмся за оружие и идем свергать этих и этих. Это, на мой взгляд, не более чем возмущение нынешней политико-экономической ситуацией в стране, высказанное в резкой форме».
2 августа Екатерине Фатьяновой была вручена повестка на допрос в качестве подозреваемой.
4 ноября Екатерина Фатьянова получила на руки обвинительное заключение.
10 и 11 декабря 2008 г. состоялись открытые судебные слушания по делу. Были допрошены свидетели: лидеры организаций, принимавших участие в первомайском митинге, и оперативники ФСБ и других силовых структур. Оппозиционеры показали, что слова Фатьяновой «Захватывать не только почту, телеграф, телефон, но и арсеналы» были неточной цитатой В. И. Ленина.
Оперативный сотрудник РУ ФСБ в ходе допроса не мог четко сформулировать ответ на вопрос прокурора, какого числа проходили первомайские мероприятия и что конкретно происходило. Чувствуя неуверенность стороны обвинения, судья сорвала несколько вопросов защиты. Двое других свидетелей, также сотрудники правоохранительных органов, признались, что выступление Фатьяновой «оказало на них побудительное действие» и произносилось ею с целью «взять власть в свои руки и навести порядок». Кроме того, участники процесса посмотрели видеозапись митинга, фигурирующую в качестве вещественного доказательства.
23 декабря, в мировом суде Ленинского района продолжилось открытое судебное слушание дела. В ходе заседания были допрошены свидетель обвинения Анатолий Морозов, инспектор ОБППРИАЗ Ленинского РУВД и лидер «Другой России» в Красноярске Андрей Сковородников, вызванный по ходатайству защиты. Кроме того, состоялись судебные прения, подсудимая выступила с последним словом, в котором Екатерина подчеркнула, что не имела умысла призвать к действиям против государственного строя, а сказанные ею слова являются приблизительным пересказом теоретических работ В. И. Ленина. При этом она частично согласилась с предъявленными ей обвинениями в части выступления на митинге. Однако не раскаялась и вину свою не признала.
24 декабря 2008 года мировым судом Ленинского района Красноярска был вынесен приговор. Суд счел вину активистки доказанной, и назначил наказание в виде одного года и четырех месяцев лишения свободы условно, с испытательным сроком в один год.
Адвокат Фатьяновой – Денис Солдатов.