30 октября, в День памяти жертв политических репрессий (ранее – День политзаключенных в СССР), в Независимом пресс-центре в 12:00 состоялась пресс-конференция, посвященная критериям определения политзаключенных и тому, как понятие «политзаключенный» применяется в современных политически мотивированных преследованиях на постсоветском пространстве.
Участники:
Валентин Гефтер — директор Института прав человека;
Сергей Давидис — член Совета Правозащитного центра «Мемориал», руководитель программы «Поддержка политзаключенных и преследуемых гражданских активистов».
Ситуация с политзаключенными в России и других странах СНГ до сих пор была не до конца понятна – как с правовой точки зрения, так и с точки зрения представлений, бытующих в обществе. С одной стороны, власти этих государств неизменно публично заявляют о том, что политических заключенных у них нет, с другой – различные правозащитные организации и политические «игроки» весьма по–разному трактуют это понятие, составляя существенно отличающиеся друга от друга списки политических узников.
Важным шагом к закреплению единого понятия «политический заключенный» стала резолюция ПАСЕ, принятая в октябре 2012 года. Однако содержащуюся в ней формулировку трудно применять на практике в силу ее краткости и «привязки» к евростандартам в сфере справедливого правосудия.
В течение последних двух лет группа правозащитников из нескольких стран Восточной Европы и Южного Кавказа вырабатывала на основе резолюции ПАСЕ максимально развернутые инструментальные критерии признания политзаключенными.
Эта работа только что завершена, и на пресс-конференции участники разработки критериев Валентин Гефтер и Сергей Давидис подробно рассказали о содержании новых международных критериев и их значении.
В ходе мероприятия был представлен список современных российских политзаключенных, признанных Правозащитным центром «Мемориал».