Продолжение следует? 8 ноября 2012 года старший следователь Преображенского межрайонного следственного отдела следственного управления по ВАО СУ СК РФ по г. Москве Дамир Самерханов вызвал для проведения допроса и очных ставок освобожденных чуть больше недели назад мигрантов, чей
Продолжение следует?
8 ноября 2012 года старший следователь Преображенского межрайонного следственного отдела следственного управления по ВАО СУ СК РФ по г. Москве Дамир Самерханов вызвал для проведения допроса и очных ставок освобожденных чуть больше недели назад мигрантов, чей рабский труд использовали хозяева магазина «Продукты» в московском Гольянове. Со своими адвокатами пришли еще не признанные потерпевшими Мутабархон Абдуллаева и Зарина Аширова, а также проходящие потерпевшими по делу о незаконном лишении свободы Бакия Касимова и Лейла Аширова. Однако выяснилось, что у следователя были совершенно иные планы.
Когда к 10 утра девушки явились к следователю с адвокатами Гульнарой Бободжановой, Эмилем Таубулатовым и Ириной Бирюковой, приглашенными к участию в деле Комитетом «Гражданское содействие» и ПЦ «Мемориал», допрос не состоялся: следователь Самерханов сказал, что он еще не определил состав следственной группы, и попросил всех прибывших ожидать вызова в коридоре.
Около половины первого следователь вызвал всех в свой кабинет и сообщил, что заявительницы должны проехать в отдел полиции «Гольяново», где их привлекут к административной ответственности за незаконное пребывание на территории РФ. «Все наши попытки объяснить, что для привлечения к административной ответственности необходимо наличие вины, а ее просто не может быть, так как заявительницы признаны потерпевшими по уголовному делу, возбужденному по статье «Незаконное лишение свободы», т. е. они не имели реальной возможности уведомить о своем пребывании миграционные службы и в положенный срок покинуть территорию РФ, оказались тщетными», — рассказывает адвокат Гульнара Бободжанова.
Адвокаты стали передавать информацию о действиях следователя в СМИ. Очень скоро у отдела полиции собрались активисты и журналисты. Освобожденным недавно из рабства девушкам стало плохо, и адвокаты вызвали врача. Одну из потерпевших пришлось нести в машину «скорой помощи» на руках. Всех девушек срочно доставили в медицинские учреждения города Москвы. «Боюсь, что подобное может повториться, и не раз, — говорит Бободжанова. — Ведь если дать ход этому делу, полетят многие головы». Гульнара Бободжанова подала заявления о признании ее подзащитных потерпевшими. Она планирует составить жалобу на действия следователя и просить передать предварительное расследование уголовного дела следствия в другой следственный отдел.
Адвокат Таубулатов намерен обратиться с заявлением о признании потерпевшим Бауржана Касимова — ребенка Бакии Касимовой. Пятилетний мальчик физически развит на три года, с трудом ходит и не говорит. Ребенка забрала у матери и отдала на воспитание постороннему человеку хозяйка. Ее мотивация очевидно: она хотела, чтобы Бакия не отвлекалась на сына и, как и прежде, продолжала работать в магазине.
30 октября 2012 года группа гражданских активистов и правозащитников при участии журналистов освободила из подсобного помещения магазина «Продукты» на Новосибирской улице в районе Гольяново (Восточный округ Москвы) одиннадцать человек. Одна женщина уходить отказалась. От пяти до десяти лет провели в рабстве девять женщин и трое мужчин, граждане Казахстана, Узбекистана и Таджикистана. Прибывшие по вызову сотрудники полиции доставили освобожденных рабов в ОВД «Гольяново», где допрашивали на протяжении четырнадцати часов, не давая допрашиваемым возможность отдохнуть и поесть. Сотрудники полиции ждали, когда все разойдутся, чтобы вернуть мигрантов хозяевам магазина, как делали это уже не раз. В происходившем активно участвовал заместитель начальника отдела Сергей Чесалов (на фотографии). Но стоявшие у стен отдела активисты и журналисты вынудили полицейских выпустить только что освобожденных рабов.
И хозяева магазина, супруги Жансулу Истанбекова и Сакен Муздыбаев, и их родственники запугивали и избивали подневольных работников. По словам освобожденных, их не выпускали на улицу, забирали документы и мобильные телефоны, годами не выплачивали заработную плату, жестоко избивали.
1 ноября Следственный комитет сообщил, что проведет доследственную проверку фактов, изложенных в СМИ. В сообщении СКР есть следующий пассаж: в магазине якобы «отсутствует подвальное помещение, где, по утверждению заявителей, их незаконно удерживали». И все-таки на прошедшей неделе дело было возбуждено: речь идет о преступлении, предусмотренным пунктом «ж» части 2 статьи 127 УК РФ («незаконное лишение свободы двух и более лиц»). Как не раз сообщалось в СМИ, в подвальном помещении находится сам магазин, так что недоуменное замечание сотрудников СКР об «отсутствии подваального помещения» вызывает лишь ответное недоумение.
Адвокаты требуют переквалификации дела на статью 127.2: использование рабского труда с отягчающими обстоятельствами — применением шантажа и насилия.
Хозяева магазина Истанбекова и Муздыбаев были допрошены следователем и отпущены. По данным гражданских активистов, они оказывают давление на своих бывших работников и пытаются уничтожить улики.