ПЦ «Мемориал» незаконно ликвидирован. Сайт прекратил обновляться 5 апреля 2022 года
Сторонники ПЦ создали новую организацию — Центр защиты прав человека «Мемориал». Перейти на сайт.
Статья УК: 
Написать письмо

295006, Республика Крым, г. Симферополь, бул. Ленина, д. 4, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю, Есипенко Владиславу Леонидовичу 1969 г. р.

Есипенко Владислав Леонидович

Есипенко Владислав Леонидович родился 13 марта 1969 года в г. Кривой Рог в Украине, до задержания проживал там же, женат, воспитывает малолетнего ребёнка, до задержания работал журналистом-фрилансером Радио «Свобода» (проект «Крым.Реалии»). Гражданин Украины. Также имеет паспорт РФ в результате принудительной паспортизации жителей Крыма, поскольку с 2013 по 2015 проживал с семьёй в Крыму. 16 февраля 2022 года по ч. 1 ст. 222.1 УК РФ («Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств») и по ч. 1 ст. 223.1 УК РФ («Незаконное изготовление взрывчатых веществ, а равно незаконные изготовление, переделка или ремонт взрывных устройств») приговорён к 6 годам колонии общего режима и штрафу в 110 000 рублей. Находится под стражей фактически с 10 марта 2021 года.

Полное описание

Описание дела

По версии обвинения, Есипенко, собираясь ехать в командировку в Крым, на территории материковой Украины договорился с неизвестным человеком о приобретении у него ручной осколочной гранаты РГД-5. Граната находилась в схроне в с. Правда Первомайского района Крыма. 26 февраля Есипенко достал из тайника гранату, содержащую 110—116 г тротила и взрыватель УЗРГМ-2 и положил к себе в машину. В Симферополе он заменил кольцо предохранительной чеки и привязал к нему леску. Взрывное устройство, считает следствие, нужно было журналисту для обеспечения личной безопасности при сборе информации для «Крым.Реалий».

10 марта 2021 года в Крыму автомобиль Есипенко остановили сотрудники ФСБ и при осмотре с участием служебной собаки обнаружили в его машине гранату. По версии ФСБ, Есипенко опросили, а потом отпустили под обязательство прийти в УФСБ на утро, что тот и сделал. Есипенко в дальнейшем рассказал, что в ночь с 10 на 11 марта его держали в подвале в Бахчисарае и пытали.

11 марта по факту обнаружения взрывного устройства было возбуждено уголовное дело. Тогда же Есипенко был официально задержан. В этот день проводилось следственное действие, в рамках которого журналист указал сотрудникам ФСБ место схрона. Свидетели из ФСБ говорили на суде, что привезли подозреваемого в с. Правда из Симферополя, сам он говорит, что его привезли непосредственно из подвала в Бахчисарае, причём ещё до следственного действия ему показали, на какое место он должен указать.

12 марта 2021 года Киевский районный суд Симферополя под председательством Крапко В.В. взял Есипенко под стражу.

Постановление о привлечении в качестве обвиняемого вынесено 16 марта 2021 года старшим следователем следственного отдела УФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю, майором юстиции В.О. Власовым.

Изначально Есипенко признал вину. В первых показаниях говорится, что журналист собирал информацию в Крыму не только для своей редакции, но и для Виктора Кравчука, «представившегося сотрудником спецслужб Украины». Именно Кравчук, говорится в показаниях, и предложил ему забрать из тайника гранату.

Защиту Есипенко после задержания формально осуществляла адвокат по назначению Виолетта Синеглазова, которая рекомендовала ему признать вину и, по словам Есипенко, не реагировала на заявления о пытках. Как выяснило украинское издание «Ґрати», 11 марта она не была дежурным адвокатом Адвокатской палаты Крыма и не должна была участвовать в деле.

15 и 17 марта к Есипенко не допустили независимых адвокатов Эмиля Курбединова и Алексея Ладина. Сотрудники СИЗО утверждали, что журналист написал отказ от их услуг.

19 марта на телеканале «Крым.24» в новостной программе появилось интервью с арестованным журналистом, озаглавленное «Откровения шпиона: эксклюзивное интервью телеканала «Крым 24» с задержанным украинским диверсантом». В интервью Есипенко отвечает на вопросы интервьюирующего ровным тоном, подтверждая всё, что тот спрашивает. Согласно его ответам, гранату он взял из схрона, который заложила СБУ. Кроме того, Есипенко говорил, что, являясь внештатным сотрудником «Радио Свобода» в Украине, он сотрудничал с СБУ, общался там с 2017 года с неким Виктором Кравчуком. Сотрудничество с СБУ заключалось в том, что он «через гугл-диск» дублировал в СБУ все материалы, которые он снимал для «Радио Свобода». При этом официально Есипенко никогда не предъявлялись обвинения в шпионаже или диверсиях.

Впервые встретиться с адвокатом Ладиным Есипенко смог в суде по обжалованию ареста 6 апреля 2021 года. Тогда он передал заявление, в котором рассказал, что сотрудники ФСБ подбросили ему гранату в машину, а затем пытали его током и избивали. Приводим текст заявления целиком:

«Адвокатам Курбединову Э.Р., Омельченко Т.В., Ладину А.А.

Заявление

06.04.2021

10.03.2021 я, Есипенко В.Л., возвращаясь на своём авто из Симферополя в Алушту, был задержан сотрудниками ФСБ России. В результате обыска в мою машину была подброшена граната сотрудниками ФСБ. После обыска, я отказывался показывать любые документы, но мне сказали, что меня сейчас отвезут в другое место, где я всё подпишу. Затем мне надели мешок на голову, посадили в машину и привезли примерно через час в какой-то подвал без окон. В этом подвале, сотрудники ФСБ (все они были в балаклавах) насильно раздели до гола (я когда-то читал, что в концлагерях нацистов, чтобы жертва теряла способность к сопротивлению, тоже раздевали до гола). Затем меня положили на пол и на уши одели две петли, провода которых шли к предмету, похожему на армейский полевой телефон ТАП 57. Затем по проводам пустили ток. Боль была очень сильная, глаза взрывались огнями, а мозг как будто закипал. От такой боли я готов был признаться в чём угодно и подписать любые бумаги. Всю ночь меня пытали, задавая вопросы типа – не связан ли я со спецслужбами Украины. В перерывах меня водили в туалет, давали попить воды. Пытка током перемежалась избиениями меня сотрудниками ФСБ. Причем в голову они не били, а старались бить в живот, ноги и пах. К утру я дал признательные показания на камеру и подписал какие-то документы. На следующий день меня без адвокатов повезли на следственные действия в районе г. Армянск, где мне указали на схрон, где якобы подобрал гранату. Всё это снималось на видео. Далее, мне сотрудники ФСБ объяснили, что я не должен нанимать частных адвокатов, и подписывать у следователя признательные показания, иначе меня опять будут пытать, только провода с током будут подсоединять не к ушам, а к гениталиям. До сегодняшнего дня, ввиду давления на меня, я не мог сменить адвоката и вынужден был подписывать против самого себя признательные показания.

Есипенко В.Л.»

Информацию о том, что Есипенко пытали током, подключая провода к голове, «Ґрати» опубликовали ещё 23 марта, сославшись на источник в СИЗО Симферополя.

По словам Есипенко, 12 и 13 апреля к нему подходил сотрудник ФСБ и угрожал пытками и убийством за отказ от признательных показаний. Есипенко утверждает, что это был оперуполномоченный Денис Коровин, который сопровождал уголовное дело.

В дальнейшем Военно-следственный комитет отказал в возбуждении уголовного дела в связи с заявлением Есипенко о пытках.

В июле 2021 года судья Длявер Берберов Симферопольского районного суда начал слушать дело. Представительница гособвинения Елена Подольная 15 февраля 2022 года попросила приговорить Есипенко к 11 годам лишения свободы со штрафом 200 тысяч рублей.

Основания признания политзаключённым

В целом, история о том, что украинский журналист, передвигающийся в оккупированном Россией Крыму на машине с украинскими номерами и понимающий, что он в любой момент может подвергнуться давлению российских силовиков, возит в машине гранату, не очень правдоподобна. К тому же, в гранате как в средстве личной самообороны мало смысла. Безопасно для себя её можно применить, лишь кинув на дальнее расстояние, а если обороняться «от агрессивных людей» (так в интервью «Крым.24» Есипенко объясняет назначение гранаты), которые подошли к тебе близко, пострадаешь сам.

Судебное разбирательство дало серьёзные основания полагать, что показания оперативных сотрудников ФСБ, обыскивавших машину Есипенко, и присутствовавших понятых, являются ложными. Оперативник Грищенко утверждал, что сам нашёл гранату при осмотре машины, открыв бардачок, а кинолог Бродский говорил, что запах взрывчатого вещества обнаружила собака, после чего он позвал взрывотехника.

Некоторые свидетели говорили, что граната была в бардачке под рулём, другие — что в нише под рулём. Защита провела судебный эксперимент, в ходе которого показала, что граната не помещается в бардачок той модели автомобиля, на которой ездил Есипенко.

Когда оперативники остановили машину Есипенко, с ним ехала Елизавета Павленко, в квартире которой Есипенко с женой остановились в Крыму. По словам Павленко, сотрудники ФСБ сразу же пересадили её в другую машину и увезли домой на обыск, ещё до обнаружения гранаты. Это косвенно свидетельствует о том, что операция по задержанию Есипенко была срежиссирована. Если бы оперативники не знали заранее, что они «найдут» в машине и как это интерпретируют, они бы дождались результатов осмотра машины и проверили бы причастность Павленко к хранению, перевозке и доработке гранаты.

Предположительно, во время задержания Есипенко велась оперативная съёмка. Её кадры были показаны в СМИ: там видно, как Есипенко лежит лицом вниз на асфальте и как служебная собака запрыгивает в автомобиль через багажник. Между тем, в материалах дела съёмки нет и в суде она не исследовалась. Также не исследовалась оперативная съёмка осмотра схрона на следующий день после остановки машины. Оперативник Тропин говорил на суде, что она, возможно, велась, но «для служебного пользования». На ней можно было бы увидеть, в каком физическом и психическом состоянии находится Есипенко и есть ли на нём следы пыток.

Не запрашивался следствием биллинг телефона Есипенко, хотя так можно было бы проверить изложенную в признательных показаниях версию, что, подъезжая к схрону, он выключил телефон.

Полностью неправдоподобны рассказы о том, что Есипенко 10 марта отпустили домой, а 11 марта он добровольно пришёл на осмотр схрона. «Исчезновение» подозреваемого за какой-то период времени до фактического задержания встречалось и в других уголовных преследованиях по политическим мотивам (например, дела против Олега Сенцова, Андрея Коломийца, Мухамадюсупа Эрматова), и во всех случаях фигуранты заявляли, что в этот незадокументированный следствием период они подвергались пыткам.

Недопуск независимых адвокатов в течение месяца может говорить только о желании силовиков скрыть физические следы пыток и сломать обвиняемого морально.

Не приходится сомневаться в политической мотивации преследования Владислава Есипенко. Он журналист проукраинского издания, не признающего легитимность аннексии Крыма. Его арест укладывается в кампанию борьбы с негосударственной журналистикой. Также пример Есипенко, судя по всему, призван запугать всех несогласных с оккупацией и аннексией Крыма и отбить охоту у украинских журналистов работать на полуострове.

Сюжет на канале «Крым.24» наглядно показывает использование дела против Есипенко пропагандой. Зрителям внушают, что журналист — это, на самом деле, не журналист, а пособник спецслужб Украины. По-видимому, официальное обвинение в перевозке гранаты показалось пропагандистам мелким, поэтому изначально Есипенко вынудили говорить о себе как о шпионе. В дальнейшем власти просто «забыли» про «сбор информации для СБУ», потому что уже добились нужного эффекта, создав образ «шпиона и диверсанта» в прогосударственных СМИ.

Таким образом, согласно международному Руководству по определению понятия «политический заключённый», Владислав Есипенко является политзаключённым, так как его лишение свободы основано на фальсификации доказательств вменяемого преступления и произведено с нарушением Конвенции о защите прав человека (в частности, права не подвергаться пыткам и права на защиту в первый месяц после ареста), при этом является политически мотивированным. Уголовное преследование направлено на недобровольное прекращение публичной деятельности журналиста и на удержание власти субъектами властных полномочий путём запугивания других журналистов и создания образа врага в пропаганде.

Признание лица политзаключённым или преследуемым по политическим мотивам не означает ни согласия Правозащитного Центра «Мемориал» со взглядами и высказываниями признаваемых политзаключёнными лиц, ни одобрения их высказываний или действий.

Адвокаты: Алексей Ладин, Тарас Омельченко, Дмитрий Динзе.

Как помочь

Адрес для писем:

295006, Республика Крым, г. Симферополь, бул. Ленина, д. 4, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю, Есипенко Владиславу Леонидовичу 1969 г. р.

Помочь с оплатой адвоката и передач в СИЗО можно, сделав перевод на карту супруги Владислава Есипенко Екатерины № 5168 7574 2798 2477 (гривна, «Приватбанк»).

Вы также можете помочь другим политзаключённым, сделав пожертвование на счета Союза солидарности с политзаключёнными на кошелёк системы «Юmoney» 410011205892134.

Ссылки на публикации в СМИ:

Факты. Украина. Владислав Есипенко: «На уши надели две петли, пустили ток. Боль была очень сильной, мозг как будто закипал» // http://ukrainenews.fakty.ua/ru/372985-vladislav-esipenko-bol-byla-silnoj-glaza-vzryvalis-ognyami-a-mozg-kak-budto-zakipal

Крым.24. Интервью с Есипенко после задержания // http://youtube.com/watch?v=m4JncYjah6U

Крым.Реалии. «Это с трудом можно назвать интервью»: Станислав Асеев о съемках задержанного Владислава Есипенко в Крыму // https://ru.krymr.com/a/stanislav-aseev-ob-intervyu-vladislava-esipenko-krym-24/31160105.html

Крымская правозащитная группа. Подборка материалов о Владиславе Есипенко. http://crimeahrg.org/ru/tag/vladislav-esipenko/

Интефакс-Украина. США обеспокоены информацией о пытках журналиста «Радио Свобода» Есипенко в Крыму и призывают РФ освободить его // http://interfax.com.ua/news/general/737155.html

Дата обновления справки: 25.03.2022 г.

Развернуть