ПЦ «Мемориал» незаконно ликвидирован. Сайт прекратил обновляться 5 апреля 2022 года
Сторонники ПЦ создали новую организацию — Центр защиты прав человека «Мемориал». Перейти на сайт.
Статья УК: 

Салихов Тимур Мамедович

Салихов Тимур Мамедович родился 21 августа 1984 года, имеет на иждивении несовершеннолетнего ребёнка 11 лет, бизнесмен, руководит компанией по установке шлагбаумов. 16 марта 2021 года Тверской районный суд Москвы приговорил его к 2 годам заключения в колонии общего режима по обвинению в применении насилия к полицейскому во время всероссийской акции в поддержку Навального 23 января 2021 года по ч.1 ст. 318 УК РФ («Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, в отношении представителя власти»). Лишён свободы с 27 января 2021 года.

Полное описание

Обстоятельства дела

Сразу же после всероссийской акции поддержки Алексея Навального 23 января 2021 года следственными органами было заведено около 90 уголовных дел по разным статьям. В частности, ряд участников были задержаны по обвинению в применении насилия против полицейских. 

27 января Следственный комитет  сообщил о задержании Тимура Салихова, обвиняемого в том, что «находясь на Страстном бульваре в центре Москвы, во время участия в несанкционированном мероприятии нанёс находящемуся при исполнении своих должностных обязанностей сотруднику Росгвардии несколько ударов в область головы и туловища». Сообщалось, что обвиняемый полностью признал вину. В сообщении также было опубликовано видео, на котором Салихов приносит извинения сотруднику («я участвовал в митинге и, получается, в драке против сотрудника полиции. Я попал под влияние толпы. Хотел бы попросить прощения у сотрудника полиции за своё поведение»). 

В тот же день Пресненский районный суд Москвы (судья Абрамова Е.Д.) удовлетворил ходатайство следствия, избрав Салихову меру пресечения в виде содержания под стражей. 17 февраля Мосгорсуд отказал в удовлетворении апелляционной жалобы на это определение Тверского суда.

В ходе следствия, по словам адвоката и самого Салихова, он полностью признал свою вину, сотрудничал со следствием, принёс извинения потерпевшему и выплатил ему денежную компенсацию в размере 30 000 рублей за нанесённый моральный ущерб, согласившись на особый порядок рассмотрения дела. По словам невесты Салихова, с которой он оказался на акции, они не планировали принимать в ней участие, оказавшись на ней случайно, но затем вступился за подростка, которого избивали полицейские. Полицейский при инциденте не получил никаких повреждений, испытав лишь физическую боль.

16 марта 2021 года судья Тверской районный суд г. Москвы (судья Панова К.К.) приговорил Салихова к двум годам заключения в колонии общего режима. 

Приговор обжалован, поскольку Салихов считает его слишком суровым с учётом имеющихся у него смягчающих обстоятельств («больная мама, сын на иждивении, чистосердечное признание, раскаяние, помощь следствию - добровольно выдал вещдоки, включал телефон и открыл пароль от него»). 

Признаки политической мотивации и незаконности лишения свободы

После того, как Алексей Навальный объявил о возвращении в Россию из Германии, где он лечился после отравления, и начала акций солидарности с ним после его ареста, в отношении его соратников и сторонников, а равно как и участников протестных акций, развернулась беспрецедентная в истории современной России волна репрессий. По данным ОВД-Инфо, более 11 тысяч человек были задержаны 23 и 31 января и 2 февраля 2021 года в ходе массовых мирных митингов с требованием его освобождения, более тысячи – подвергнуты административному аресту, десятки активистов и участников митингов стали фигурантами более чем 90 политически мотивированных уголовных дел по 8 статьям УК РФ.

В ходе расследования этих дел в СМИ и соцсетях активно велась массированная кампания по очернению участников этих выступлений и созданию образа любых мирных протестных выступлений, как несущих особую общественную опасность (от возможности возникновения массовых беспорядков и насилия до опасности заражения в условиях пандемии). 

Правоохранительные органы публиковали видеозаписи, на которых обвиняемые каялись в содеянном, мотивируя своё поведение тем, что «попали под влияние агрессивной толпы».

Власти пытаются убедить общество в «беспрецедентном насилии» со стороны участников акций, которые якобы носили не мирный характер. Для подкрепления этого тезиса возбуждено несколько уголовных дел о призывах к массовым беспорядках, причинении физического вреда полицейским, причинении имущественного вреда и хулиганстве. Несмотря на то, что отдельные случаи насилия со стороны демонстрантов имели место, это не меняет общего мирного характера акций. Одновременно зафиксировано множество случаев применения насилия со стороны полиции, пострадало не менее 64 демонстрантов. Однако не возбуждено ни одного дела по факту насилия со стороны полиции, включая широко известный случай с петербурженкой Марией Юдиной, попавшей после удара сотрудника Росгвардии в реанимацию. 

Преследование по обвинению в насилии исключительно участников акции указывает на политическую мотивированность этих уголовных дел. Каждое уголовное дело, возбуждённое по таким обвинениям, должно быть предметом тщательного расследования и рассматриваться не изолированно, а в контексте происходящего на акции до факта предполагаемого правонарушения. Однако, как правило, в подобных делах следствие и суд отличаются формальным подходом, проводятся в кратчайшие сроки и ведут к непропорциональным содеянному наказаниям. В то время, как статистика приговоров по ст. 318 в «бытовых» (не связанных с протестными выступлениями) случаях говорит о том, что суды в большинстве случаев ограничиваются денежным штрафом или помещением в колонию-поселение, а дела часто вообще не доходят до суда. 

Нисколько не оправдывая любое применение насилия, мы, тем не менее, считаем приговор Салихову непропорциональным, усматривая в нем политический мотив подавления свободы выражения мнений и свободы собраний, а также сохранения властных полномочий их субъектами.

Включение людей в список лиц, подвергающихся уголовному преследованию, в котором с большой вероятностью присутствуют признаки политической мотивации и серьёзного нарушения закона, не означает их признания политзаключёнными. Равно включение людей в такой список не означает ни согласия с их взглядами и высказываниями, ни одобрения их высказываний или действий.

Как помочь

Написать письмо: 

308017, г. Белгород, ул. К.Заслонова, д. 169 А, ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Белгородской области, Салихову Тимуру Мамедовичу 1984 г.р.

Публикации

«Он хотел просто вытащить парня». Адвокат и знакомые — о бизнесмене Тимуре Салихове, которого судят за акцию 23 января // Медиазона // https://zona.media/article/2021/03/03/timur 

Спецоперация «Москва». Справочник по уголовным делам о столичной акции 23 января // Медиазона // https://zona.media/article/2021/01/28/nach-moskau

Письмо Салихова проекту «Арестанты 212»:  https://t.me/case212/3076

Справка составлена 01 апреля 2021 года

Развернуть
Программа: Поддержка политзэков

«Дворцовое дело» — совокупность уголовных дел против оппозиционно настроенных россиян, открытых после ареста Алексея Навального и многотысячных акций протеста в начале 2021 года.