ПЦ «Мемориал» незаконно ликвидирован. Сайт прекратил обновляться 5 апреля 2022 года
Сторонники ПЦ создали новую организацию — Центр защиты прав человека «Мемориал». Перейти на сайт.
Статья УК: 
Написать письмо

111 020, г. Москва, ул. Лефортовский Вал, д. 5, корп. 2, ФКУ СИЗО-2 ФСИН России, Сафронову Ивану Ивановичу 1990 г. р. В СИЗО также можно бесплатно отправить письмо через электронную форму.

Сафронов Иван Иванович

Сафронов Иван Иванович родился 18 мая 1990 года, жил в Москве, советник главы корпорации «Роскосмос» по информационной политике, ранее работал журналистом в газетах «Коммерсантъ» и «Ведомости». Обвиняется в совершении 2 эпизодов преступления, предусмотренного ст. 275 УК РФ («Государственная измена», до 20 лет лишения свободы) в связи с якобы передачей секретных сведений чешским спецслужбам, а также информации о деятельности ВС РФ в Сирии политологу Демури Воронину. Находится под стражей с 7 июля 2020 года.

Полное описание

Описание дела

7 июля 2020 года в Москве сотрудниками ФСБ был задержан советник главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина Иван Сафронов, занимавший этот пост с мая 2020 года и ранее работавший журналистом в «Коммерсанте» и «Ведомостях», где писал преимущественно на темы армии, космоса и ВПК; одновременно с этим прошёл обыск у его бывшей девушки журналистки Таисии Бекбулатовой. В тот же день Лефортовский районный суд города Москвы избрал в отношении Сафронова меру пресечения в виде заключения под стражу.

13 июля 2020 года Сафронову было предъявлено обвинение в совершение преступления, предусмотренного ст. 275 УК РФ («Государственная измена»). Как сообщила защита Сафронова, уголовное дело связано с якобы имевшей место передачей им сведений, составляющих государственную тайну, разведке Чешской Республики, которая, в свою очередь, действовала под руководством США. Согласно этой версии, Сафронов был якобы завербован в 2012 году, а в 2017 году через интернет передал секретные сведения о военном сотрудничестве России с неназванной африканской или ближневосточной страной. Сам Сафронов считает, что уголовное преследование связано с его статьями и заметками, которые он готовил во время работы журналистом. Он также отказался признавать свою вину пойти на сделку со следствием.

В начале августа 2020 года адвокат Иван Павлов сообщил в СМИ, что по версии ФСБ Сафронов передавал секретные сведения за рубеж представителю чешской разведки через компьютер у себя дома, используя инструменты шифрования. По его информации, согласно постановлению о привлечении Сафронова в качестве обвиняемого, для передачи секретной информации журналист якобы использовал инструменты шифрования программы VeraCrypt, а в качестве паролей — фрагменты из книги историка Роя Медведева «Путешествие через эру Ельцина» на английском языке.

2 ноября 2021 года стало известно о том, что Ивану Сафронову в окончательном обвинении вменили ещё один эпизод, о чём сообщил «ОВД-Инфо» со ссылкой на адвоката Ивана Павлова. Помимо эпизода, в котором журналист якобы передал «представителю чешской разведки» информацию о военно-техническом сотрудничестве России со странами Африки, а также сведения о деятельности вооруженных сил в ближневосточном регионе, в деле появился ещё один: по версии следствия, в декабре 2015 года Сафронов передал политологу Демури Воронину некую информацию о деятельности Вооруженных сил РФ в Сирии. Политолог же, считает ФСБ, переслал эти сведения представителям Цюрихского университета Швейцарии и разведывательной службе Германии. По мнению ФСБ, эта информация могла быть использована для анализа действий российских войск в Сирии. Обвинение считает, что за эти сведения Сафронов получил от политолога $248 в качестве вознаграждения.

В феврале 2021 года Демури Воронина, имеющего двойное гражданство России и Германии, арестовали по обвинению в госизмене. Фабула дела была неизвестна. Воронин — известный эксперт, с консалтинговым агентством которого сотрудничали многие российские политологи и журналисты. Когда стало известно о возбуждении дела против него, звучали предположения, что оно может быть связано с уголовным делом Ивана Сафронова. Иван Павлов добавил, что по некоторым данным, после задержания Воронин дал выгодные следствию признательные показания.

Признаки политической мотивированности преследования

Резкий рост числа дел о шпионаже и госизмене произошёл в 2014 году с началом российско-украинского конфликта и усиления противостояния России и западных стран. Тогда количество осуждённых по этим статьям увеличилось в 4 раза по сравнению с предыдущим годом. После некоторого сокращения числа таких дел в 2017 году, с 2018 года имеет место умеренный рост числа дел по обвинению в шпионаже и государственной измене и резкий — по таким «контрразведывательным» статьям, как разглашение государственной тайны (ст. 283 УК РФ) и незаконное получение доступа к ней (ст. 283.1 УК РФ). Это является следствием сознательной государственной политики и пропаганды, создающей в обществе атмосферу военного времени, сопровождающейся поиском «пятой колоны» и «врагов государства». Для поддержания этой атмосферы требуются новые уголовные дела против «шпионов» и «изменников Родины», в результате чего деятельность органов контрразведки зачастую оказывается направлена на фабрикацию уголовных дел, искусственную криминализацию совершенно законных действий обвиняемых.

Засекречивание дел о шпионаже и госизмене, закрытость судебных процессов по этим делам сами по себе порождают увеличение количества незаконных, необъективных обвинительных приговоров. В таких процессах обвиняемые лишены права на полноценную защиту, справедливое судебное разбирательство: с адвокатов и обвиняемых берутся подписки о неразглашении тайны следствия, и они не могут ничего рассказать прессе, общество лишено возможности гражданского контроля, что создает определённую презумпцию недоверия к приговору. Общество не может убедиться в обоснованности приговора и доказанности вины. Мы полагаем, что конвейер «шпионских» дел используется субъектами властных полномочий для упрочения власти. ФСБ таким образом имитирует деятельность повышенной государственной важности, а конкретные офицеры обеспечивают себе карьерный и материальный рост.

Всё вышесказанное относится и к делу Ивана Сафронова. 8 июля 2020 года, на следующий день после его ареста, Правозащитный центр «Мемориал» выступил с заявлением, приведя следующие аргументы в пользу вероятной невиновности Сафронова:

«К настоящему моменту общественности неизвестны ни действия, вменяемые Сафронову, ни доказательства его вины, собранные ФСБ. Однако общественно-политическая обстановка в России и сложившаяся практика позволяют предположить, что «дело Сафронова», с большой вероятностью, может быть сфабриковано.

Во-первых, человек, недавно устроившийся в Роскосмос не мог быть допущен к работе без проверки в органах ФСБ (это подтвердил пресс-секретарь госкорпорации Владимир Устименко). Ранее, работая в «Коммерсанте», Сафронов входил в т.н. «кремлевский пул» журналистов, в связи с чем его также неоднократно проверяли спецслужбы.

Во-вторых, ещё в 2012 году, в Уголовный кодекс были внесены поправки, позволяющие произвольно и расширительно трактовать понятие «государственная измена», квалифицируя так едва ли не любой контакт с иностранцами. Если до 2012 года обвинить в разглашении секретных сведений можно было только человека, имеющего к ним допуск, то после — и тех, кто к секретным сведениям не допущен, и, соответственно, не может оценить, содержит ли та или иная информация гостайну.

В-третьих, с 2014 года усилилась волна шпиономании: необоснованных, подчас абсурдных дел о госизмене. Можно вспомнить дело Светланы Давыдовой, возбужденное по факту передачи в посольство Украины содержания случайно услышанного ею разговора в маршрутном такси, или дело Петра Парпулова, осужденного к 12 годам лишения свободы за то, что в разговоре с родственниками, проживающими в Грузии, он пересказал сведения, опубликованные на сайте газеты «Красная звезда».

С 2015 года Правозащитный центр «Мемориал» признал политзаключёнными девять человек, обвиняемых в госизмене. Ещё трое включены в список вероятных жертв, поскольку засекреченность таких дел не всегда позволяет вынести обоснованное суждение о том, является ли человек политзаключённым.

Закрытость процесса, невозможность ознакомиться с фабулой обвинения и доказательствами вины усиливают сомнения в обоснованности дел о госизмене.

В деле Ивана Сафронова власти придерживаются обычного сценария: фабула обвинения не обнародована, заседание по избранию меры пресечения проведено в закрытом режиме, а стороне защиты не предоставили возможности ознакомиться с экспертизами, на которых основывается обвинение.

Четвертое, по порядку, но не по значению. В России много лет разворачивается наступление на независимые СМИ, которое всё чаще принимает характер незаконного уголовного преследования журналистов. Год назад, 6 июня 2019 года, сотрудники МВД подбросили наркотики Ивану Голунову в связи с его журналистскими расследованиями. 6 июля 2020 года, накануне задержания Сафронова, Второй западный окружной военный суд признал журналистку Светлану Прокопьеву виновной в «оправдании терроризма» в связи с текстом, в котором она анализировала причины теракта в здании архангельского УФСБ. Иван Сафронов писал на чувствительные для государства темы, и расправа за его журналистскую деятельность видится вполне вероятным мотивом преследования.

Вышеизложенное дает серьезные основания полагать, что дело против Ивана Сафронова необоснованно, сфабриковано и связано с его журналистской деятельностью.

Мы уверены: общество должно знать, в чем и на каких основаниях обвиняют Ивана Сафронова. Мы требуем открытости расследования этого уголовного дела и публичности суда, если он состоится».

За прошедшее с момента задержания время следствие не представило каких-либо доказательств вины Ивана Сафронова в инкриминируемом ему преступлении не только обществу, что можно было бы объяснить спецификой расследования уголовных дел, содержащих материалы, связанные с государственной тайной, но и его защите. Вместо этого ФСБ, наряду с другими формами давления (такими, как недопуск адвокатов в СИЗО «Лефортово» и возбуждение в отношении них дисциплинарного производства за отказ дать подписку о неразглашении), развернула неприкрытую незаконную слежку за адвокатами Сафронова, одновременно с этим отказываясь уточнять обвинение якобы из соображений секретности. Новый же эпизод с передачей секретной информации политологу Демури Воронину за $248 представляется нам крайне сомнительным в связи и с крайне незначительной суммой вознаграждения за совершение незаконных крайне опасных действий, и с тем, что эта версия не предполагает, что Сафронов, даже в случае передачи некой информации, в принципе имел умысел совершить государственную измену.

Фактически, Иван Сафронов лишён свободы без предъявления конкретизированного обвинения, что является грубым нарушением ст.ст. 73 («Обстоятельства, подлежащие доказыванию»), 100 («Избрание меры пресечения в отношении подозреваемого»), 171 («Порядок привлечения в качестве обвиняемого») УПК РФ, предусматривающих составление в течении 10 суток постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, содержащее «описание преступления с указанием времени, места его совершения, а также иных обстоятельств, подлежащих доказыванию», а именно «событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления), виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы, обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого, характер и размер вреда, причиненного преступлением». Мы считаем данную ситуацию грубым нарушением как минимум ст. 6 Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, предусматривающей право на справедливое судебное разбирательство. Мы также считаем, что в отношении Сафронова и его адвокатов, вероятно, нарушаются и другие положения Конституции РФ, Международного Пакта о гражданских и политических правах и Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

При этом из-за отсутствия информации о фактических обстоятельствах дела и невозможности формулирования полноценной позиции защиты в этих условиях, «Мемориал» в настоящее время не может признать Сафронова политическим заключённым. Мы планируем следить за ходом уголовного дела из-за его безусловной общественной значимости и большого количества нарушений со стороны спецслужб.

Мы также полагаем, что помимо традиционной шпиономании преследование Сафронова может быть мотивировано его предыдущей журналистской деятельностью, а также желанием спецслужб изменить характер освещения чувствительных для российских силовых структур тем в СМИ. В частности, речь может идти о таких темах, как экспорт вооружений и военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с государственными и негосударственными акторами. Этого мнения придерживается большое количество журналистских коллективов и общественных деятелей, развернувших кампанию солидарности с Иваном Сафроновым, в т.ч. в форме сходов и пикетов, участников которых неоднократно подвергали задержаниям и незаконно привлекали к административной ответственности. Точка зрения, согласно которой дело Сафронова связано с его журналистской деятельностью, согласно соцопросам, разделяется и большей частью жителей России, следящих за его делом.

Включение конкретного человека в список вероятных жертв не означает его признания политзаключённым. Равно включение конкретного человека в список вероятных жертв не означает ни согласия с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий.

Адвокаты: Иван Павлов, Евгений Смирнов (предоставлены «Командой 29»), Олег Елисеев, Дмитрий Катчев, Сергей Малюкин, Даниил Никифоров.

Как помочь

Адрес для писем:

111 020, г. Москва, ул. Лефортовский Вал, д. 5, корп. 2, ФКУ СИЗО-2 ФСИН России, Сафронову Ивану Ивановичу 1990 г. р. В СИЗО также можно бесплатно отправить письмо через электронную форму.

Защиту Ивана Сафрнова осуществляет правозащитная организация «Команда 29». Вы можете помочь оплатить его защиту:

http://planeta.ru/campaigns/freesafronov

В поддержку Ивана Сафронова идёт масштабная кампания солидарности. Новости кампании и то, как принять в ней участие, можно узнавать в соцсетях группы поддержки:

Вы также можете помочь другим политзаключённым, сделав пожертвование на счета Союза солидарности с политзаключёнными:

  • на карту «Сбербанка России» № 5469 3800 7023 2177

  • на Яндекс-кошелёк 410011205892134

  • по платежной системе PayPal на адрес [email protected]

Ссылки на публикации в СМИ:

Новости о деле Ивана Сафронова и его статьи доступны на сайте ИД «Коммерсантъ» // http://kommersant.ru/theme/3326

Коммерсантъ. Минюст попросил возбудить дисциплинарное производство против шестого адвоката Сафронова // http://kommersant.ru/doc/4443116

РБК. Маргарита Алехина, Инна Сидоркова, Евгений Пудовкин. Дело Сафронова: в чем проблемы с преследованием за госизмену в России // http://rbc.ru/society/08/07/2020/5f055bce9a794756a58b0717

РБК. Сафронова заподозрили в шифровании информации паролями из книги о Ельцине // http://rbc.ru/rbcfreenews/5f2bb5b29a7947aeb83e0408

Возле следственного изолятора «Лефортово» прошла встреча в поддержку Ивана Сафронова, полиция задержала 18 журналистов. Репортаж «Медузы» // http://meduza.io/feature/2020/07/13/my-vse-zaschischaem-professiyu-zdes

BBC. Сергей Горяшко. «Левада»: треть россиян считает, что Ивана Сафронова преследуют за его статьи // http://bbc.com/russian/news-53944144

Медиазона. Давид Френкель, Максим Литаврин, Егор Сковорода. Родина слышит. За 10 лет количество дел по статьям, связанным с работой контрразведки, выросло в 5 раз // http://zona.media/article/2020/07/07/spy-intensifies

Команда 29. Роман Ковалёв. Через суды к звёздам: как делают карьеру на делах государственной важности // http://team29.org/bez-rubriki/cherez-sudy-k-zvyozdam-kak-delayut-kareru-na-delah-gosudarstvennoj-vazhnosti

Команда 29. Доклад «История государственной измены, шпионажа и государственной тайны в современной России» // http://izmena.team29.org/report.pdf

Правозащитные и общественные заявления в поддержку Ивана Сафронова:

Заявление Правозащитного центра «Мемориал». Дело Ивана Сафронова: арест по «каучуковой» статье о госизмене и закрытый суд. Общество должно знать! // http://memohrc.org/ru/news_old/delo-ivana-safronova-arest-po-kauchukovoy-state-o-gosizmene-i-zakrytyy-sud-obshchestvo

Заявление FIDH. Прекратить преследование независимых журналистов в России // http://memohrc.org/ru/news_old/prekratit-presledovanie-nezavisimyh-zhurnalistov-v-rossii

Союз журналистов России направил запрос в ФСБ РФ в связи с задержанием Ивана Сафронова // http://ruj.ru/news/soyuz-zhurnalistov-rossii-napravil-zapros-v-fsb-rf-v-svyazi-s-zaderzhaniem-ivana-safronova-12690

Заявление Комитета по защите журналистов // http://cpj.org/2020/07/russian-journalist-ivan-safronov-charged-with-treason-journalists-arrested-at-protests-for-his-release

Открытое письмо Профсоюза журналистов и работников СМИ в поддержку Ивана Сафронова // http://profjur.org/free-safronov

Заявления СМИ в поддержку Ивана Сафронова // http://kommersant.ru/doc/4407191

Заявление редакции «Коммерсанта» в поддержку Ивана Сафронова // http://kommersant.ru/doc/4406986

Онлайн-митинг за свободу слова, против шпиономании. Свободу Ивану Сафронову! // http://youtube.com/watch?v=dQ8vf6ItsH0

«Всем журналистам — свободной работы, а не репрессий»: Юрий Дудь высказался о деле Ивана Сафронова // http://esquire.ru/articles/192233-vsem-zhurnalistam-svobodnoy-raboty-a-ne-repressiy-yuriy-dud-vyskazalsya-o-dele-ivana-safronova

Глава партии «Яблоко» выступил с заявлением по делу Сафронова // http://kommersant.ru/doc/4423574

Журналисты кремлевского пула выступили в поддержку Сафронова // http://vedomosti.ru/media/articles/2020/07/13/834447-zhurnalisti-kremlevskogo-pula-vistupili

Дата обновления справки: 03.11.2021 г.

Развернуть

Новости по теме

10.07.2020 | 15:34
Правозащитный Центр «Мемориал»