Рассказываем о фигурантах не самого известного, но самого массового политического уголовного дела в России.
27 марта 2019 года в Магасе, столице Ингушетии, произошла стычка между силовиками и участниками протестов против обмена территориями с Чечней. К уголовной ответственности привлекли более 40 протестующих. Это рекорд для России: больше, чем было в «Болотном деле», задержания по которому шли с 2012 по 2016 годы. ОВД-Инфо рассказывает о фигурантах «ингушского дела».
Рано утром 27 марта силовики попытались разогнать участников митинга, которые ночевали на центральной площади Магаса. Сам митинг начался за день до этого, 26 марта. В результате стычки двое росгвардейцев и полицейских получили телесные повреждения, семеро — ссадины и ушибы.
Из-за событий на площади завели уголовные дела по статьям УК о массовых беспорядках и насилии в отношении правоохранителей. В апреле 2019 года начались первые задержания фигурантов. Первые приговоры начали выносить в декабре. Они сравнительно мягкие: менее двух лет колонии-поселения, вне зависимости от признания вины. В феврале 2020 года началась новая волна задержаний участников прошлогоднего митинга.
Всех задержанных помещают в СИЗО не в Ингушетии, а в соседних с республикой регионах. Там же проходят суды. Вынесено 22 приговора, в отношении трех подозреваемых уголовное преследование прекращено.
По массовым беспорядкам (ст. 212 УК) обвинение никому предъявлено не было. Тех, кого следствие считает участниками стычки с силовиками, обвиняют в насилии против представителей власти (ст. 318 УК). Предполагаемых организаторов протестов — в организации насилия против представителей власти, а также в участии или создании экстремистского сообщества (282.1 УК). У отдельных фигурантов дела есть и другие обвинения.
По версии следствия, экстремистским сообществом был Ингушский комитет национального единства, который организовывал акции против обмена территориями с Чечней. Целью экстремистского сообщества якобы было смещение с поста главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова (он ушел в отставку спустя три месяца после столкновений в Магасе).
Власти Ингушетии добиваются ликвидации Ингушского комитета национального единства. Закрыли также Совет тейпов ингушского народа. Проект помощи арестованным за столкновения в Магасе «Неотложка» прекратил свою деятельность из-за давления силовиков.
В ходе протестов по проблеме границ с Чечней появился независимый сайт «Фортанга», освещающий ситуацию в регионе. Редактора «Фортанги» Рашида Майсигова посадили в СИЗО, обвинив в обороте наркотиков и призывах к сепаратизму. Некоторым авторам «Фортанги» пришлось покинуть Россию, чтобы избежать преследований.
Против 13 ингушских полицейских заведено уголовное дело о неисполнении приказа (286.1 УК). Подробностей по его расследованию до сих пор нет, сами подследственные воздерживаются от комментариев. По данным «Би-би-си», дело против полицейских также передано в суд.
В гиде использованы материалы Правозащитного центра «Мемориал», «Медиазоны», «Кавказского узла» и другие. На момент публикации текста не о всех фигурантах дела удалось собрать информацию.
Ингушские оппозиционеры считают, что столкновения между протестующими и силовиками в Магасе 27 марта 2019 года — результат провокации силовиков и руководства региона. По версии следствия, «главные виновники» — организаторы митинга.
Соответственно, некоторых активистов, которые организовали протесты с осени 2018 года по весну 2019 против неравноценного обмена землями между Чечней и Ингушетией, преследуют одновременно как «организаторов опасного для жизни насилия в отношении полицейских» (ч. 2 ст. 318 УК с применением ч. 3 ст. 33, до десяти лет лишения свободы), а также как «участников (ч. 2 ст. 282.1 УК, до восьми лет) и организаторов экстремистского сообщества» (ч. 1 ст. 282.1 УК, до десяти лет).
Глава Совета молодежных организаций Ингушетии, член Ингушского комитета национального единства. Бывший председатель молодежного правительства Ингушетии, член совета Ассоциации юристов России, бывший редактор газеты The Ingush Times. Четверо несовершеннолетних детей. Под стражей с апреля 2019 года.
Член Ингушского комитета национального единства, бывшая замдиректора государственного Мемориального комплекса жертвам репрессий в Ингушетии. Оштрафована на 20 тысяч рублей за участие в мартовском митинге в Магасе. На акции протеста, в силу ингушских традиций, приходила с братом как с родственником-мужчиной.
Обвинение против Саутиевой во многом строится на искаженном переводе с ингушского ее слов с видеозаписи: она призывала прекратить столкновения, а не продолжать их. Экспертиза записи проведена в Чечне. Также, по версии следствия, своим присутствием на митинге Саутиева, будучи женщиной, обязывала мужчин защищать ее — в соответствии с кавказскими традициями. Под стражей с июля 2019 года.
Руководитель организации «Выбор Ингушетии», которая отслеживала нарушения на выборах в регионе, член Ингушского комитета национального единства. Задержан в Беларуси и экстрадирован в Россию. Под стражей с мая 2019 года.
Председатель объединения бизнесменов «Опора Ингушетии», член Ингушского комитета национального единства, член президиума Всемирного конгресса ингушского народа.Трое детей, один — инвалид с диагнозом ДЦП. Преподавал единоборства, был доцентом Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. Переехал из Петербурга в Ингушетию в 2017 году.
Вскоре после столкновений в Магасе арестован на 10 суток по статье 20.2 КоАП (нарушения правил проведения массовых мероприятий). После отбытия наказания вывезен на вертолете в Кабардино-Балкарию и там арестован по уголовному делу. Под стражей с апреля 2019 года.
Председатель Ингушского комитета национального единства, сопредседатель Всемирного конгресса ингушского народа, председатель ингушского отделения «Российского Красного Креста», бывший депутат Народного Собрания Ингушетия от «Единой России». Высшее образование, четверо малолетних детей. Под стражей с апреля 2019 года.
Пенсионер, образование высшее. Участвовал в национальных движениях ингушей с 1973 года, один из первых бизнесменов в регионе. Член Ингушского комитета национального единства и Совета тейпов ингушского народа. Также обвиняется в сокрытии второго гражданства — его защита утверждает, что гражданство Казахстана у Барахоева ранее было аннулировано. Под стражей с апреля 2019 года.
Председатель Совета тейпов ингушского народа, член президиума Всемирного конгресса ингушского народа, бывший руководитель Росздравнадзора республики. Добивался прямых выборов главы Ингушетии. За руководство Советом тейпов ингушского народа обвиняется еще по одной статье УК — о создании некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан. Под стражей с апреля 2019 года.
Сопредседатель Ингушского комитета национального единства, бывший министр внутренних дел республики. До сих пор избегает задержания. В октябре 2019 года появилась информация, что силовикам удалось схватить Погорова, но потом выяснилось, что это не так. У его родственников регулярно проходят обыски.
Практически всех фигурантов «Ингушского дела» задерживают сначала по второй части статьи 318 УК (насилие, представляющее угрозу для жизни и здоровья). Она дает больше оснований держать людей в СИЗО — под домашний арест или подписку о невыезде отпустили только нескольких человек. Видимо, такая квалификация возможна, потому что двое силовиков, которые участвовали в разгоне митинга в Магасе, получили зафиксированные телесные повреждения. После нескольких месяцев следствия почти всем задержанным смягчают обвинение до первой части статьи 318 УК — насилие в отношении полицейских, неопасное для жизни.
Бывший руководитель пресс-службы министерства по делам национальностей Ингушетии, участник Ингушского комитета национального единства, известен также как блогер. За участие в протестной акции в Магасе 27 марта 2019 года был оштрафован на 20 тысяч рублей. В постановлении на обыск в доме Нальгиева говорилось, что его подозревают в участии в экстремистском сообществе, но такое обвинение ему не предъявлено. По версии родственников, находился дома во время столкновений с силовиками. Под стражей с февраля 2020 года, вину не признает.
Бывший полицейский. Летом 2019 года подавал заявку на митинг против политических арестов в Ингушетии. После этого подвергался давлению со стороны Центра по противодействию экстремизму и судебных приставов. Приставы приходили к Барханоеву домой из-за кредита 2011 года, по которому он является даже не заемщиком, а поручителем. Под стражей с февраля 2020 года.
За участие в протестной акции в Магасе был оштрафован на 10 тысяч рублей. Соседи Батыгова в селе Троицкое рассказывали «Кавказскому узлу», что знают его как спокойного односельчанина. Забирала Батыгова большая группа силовиков, часть которых была в масках и с автоматами. Его жена сначала сказала, что мужа нет дома, но силовики отказались уезжать, и Батыгов сдался им. Под стражей с февраля 2020 года.
Женат. Во время задержания в ингушской станице Нестеровская несколько десятков силовиков перекрыли целую улицу, провели обыски дома у Бекова и его родителей. Родственникам не сказали, куда его увезли. Под стражей с февраля 2020 года, вину не признает.
Водитель, воспитывает детей и ухаживает за матерью-инвалидом. Находился под стражей с 5 по 20 февраля 2020 года, затем был переведен под домашний арест. Адвокат Маматова объяснял перевод своего клиента под домашний арест тем, что у следствия нет достаточных доказательств применения насилия его клиентом.
Сам пришел в полицию в феврале 2020 года, заявив, что не совершал ничего противоправного. Брат уже осужденного по части 1 статьи 318 УК Зелимхана Бапхоева. Закри жил вместе с Зелимханом в Якутии, работал вместе с ним. В день столкновений в Магасе собирался забрать своего брата с митинга.
Бывший полицейский, отец трех детей. Работал в спорткомплексе. Под стражей с февраля 2020 года.
Под стражей с марта 2020 года.
Подозревался также в призывах к массовым беспорядкам и участию в них, но в результате эти обвинения не предъявили. До ареста находился в розыске, задержан в доме своего двоюродного брата в Назрани. Под стражей с марта 2020 года.
Один из первых фигурантов дела. Был задержан по части 2 статьи 318, но потом освобожден без ограничения свободы. Уголовное преследование прекращено.
По этой статье судят практически всех рядовых участников столкновений с полицией и Росгвардией. Многие частично признают вину: говорят, что кинули что-то в сторону силовиков, кого-то ударили. Но все отрицают, что испытывали ненависть к полицейским и следовали указаниям организаторов митинга. Вне зависимости от признания вины, демонстранты получают менее двух лет в колонии-поселении.
Так как к моменту вынесения приговора большинство проводит в СИЗО около года, из-за системы зачета сроков — один день в СИЗО равен двум в колонии поселении — они освобождаются вскоре после приговоров. Суды, выносящие приговоры, не соглашаются с тем, что насилие совершалось из ненависти к силовикам по политическим мотивам. В будущем это затруднит возможность судить лидеров протестов за экстремистское сообщество и организацию насилия.
Член Совета тейпов ингушского народа. По версии следствия, попал стульями в двух росгвардейцев, частично признал вину. Под стражей с апреля 2019 года. Приговор обжалует и прокуратура, и сам Мякиев. В апреле 2020 года отпущен под подписку о невыезде до апелляции, назначенной на конец апреля.
Отец малолетнего ребенка. Бросил металлическое заграждение в сторону силовиков, ни в кого не попал. Под стражей с апреля 2019 года.
По версии следствия, «причинил физическую боль» двум росгвардейцам. Одному — когда вырвал щит у него из рук, а второму — когда швырнул в него «металлический фрагмент поломанного ограждения». Имена бойцов засекречены. Адвокат Хамхоева Мухтар Мишаев отметил, что ни в одном из показаний ни один из бойцов Росгвардии не упоминает о получении «удара металлическим предметом в область правого бока» — как это указано в обвинительном заключении.
Хамхоев полностью отрицает свою вину и утверждает, что 27 марта искал на площади своего брата. Молодой человек признал, что действительно взял с земли какой-то металлический предмет и отбросил его в сторону — но только ради того, чтобы он не мешался под ногами, отброшенный предмет никого не задел. Под стражей с апреля 2019 года.
Обвиняется в том, что ударил ногой по щиту одному силовику, а другому — кулаком в лицо. Вину не признает. Под стражей с 23 апреля 2019 года. Приговор обжалует и прокуратура, и сам Нальгиев.
Есть маленькие дети. Признал, что бросил в сторону силовиков стул и бутылку. Получил шесть дисциплинарных взысканий в СИЗО. Под стражей с 3 апреля 2019 года, приговор обжалуется прокуратурой.
Обвиняется в том, что дважды ударил ногой росгвардейца. Находился в СИЗО с апреля 2019 года по 27 сентября 2019 года, когда мера пресечения была изменена на домашний арест. Приговор обжалует и прокуратура, и Дугиев.
Выпускник экономического факультета Ингушского государственного университета. В юношестве его отец погиб, мать одна растила десять детей. Приговорен к 1 году и 9 месяцам колонии-поселения. Под стражей с мая 2019 года. Приговор обжалует как прокуратура, так и Дзейтов. Переведен под домашний арест, а затем под подписку о невыезде до апелляции, назначенной на конец апреля 2020 года.
Задержан в Якутии. Согласно обвинительному заключению, причинил физическую боль двум сотрудникам Росгвардии — у одного из них якобы пытался вырвать щит, со второго якобы срывал каску. В суде заявил, что не имел намерений нанести кому-то вред и «защищал стариков». Под стражей с июня 2019 года. Приговор обжалует как прокуратура, так и Бапхоев.
Обвиняется в том, что бросил металлический прут и попал в ногу росгвардейца. Под стражей с мая 2019 года, приговор обжалуется прокуратурой.
Учитель физики и математики в колледже. Под стражей с 23 апреля 2019 года. Обвинен в том, что бросил два стула и попал в сотрудников «Росгвардии». Приговор обжалует как прокуратура, так и Аушев.
Имеет незаконченное высшее образование, в качестве положительных характеристик предоставил, в том числе, грамоты за победы на соревнованиях по боксу и бегу. Приговор обжалуется как прокуратурой, так и Бадиевым.
Обвиняется в том, что бросил стул в росгвардейца. При этом адвокат Оздоева добился возбуждения уголовного дела против сотрудника Росгвардии — также за то, что тот бросил стул в протестующих. Под стражей с мая 2019 года, вину не признает.
Сын известного в Ингушетии оппозиционного журналиста, его брат в 2010 убит в ходе операции по выявлению боевиков. Мастер по починке газовых котлов. По версии следствия, вырвал щит у сотрудника Росгвардии, причинив тому боль. Заявил на суде, что брался за щит росгвардейца, но не применял насилие, и, наоборот, пытался успокоить молодых участников митинга. Под стражей с апреля 2019 года. 6 февраля 2020 года вышел на свободу.
Ранее служил в полиции, был оперативником ОБЭП, имеет благодарности от бывшего главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова. Двое малолетних детей. Обвиняется в том, что ударил росгвардейца ногой, вину не признает. Под стражей с апреля 2019 года, приговор обжалуется и Кациевым, и прокуратурой. В апреле 2020 года вышел на свободу.
Был фигурантом неполитических уголовных дел. Признал, что ударил сотрудника Росгвардии палкой. Также обвинялся в том, что кидал камни и стулья. По версии Алиева, он случайно оказался на митинге: вышел из спорткомплекса, где выступал на соревнованиях. Освобожден 16 марта 2020 года.
Признал вину, дело рассматривалось в особом порядке, то есть без исследования доказательств. Под стражей с апреля 2019 года. 25 декабря 2019 года вышел на свободу - на два дня позже завершения своего срока.
Признал в суде, что бросил во время акции протеста камни, которые трижды попали в росгвардейца. Дело рассматривали в особом порядке. Находился под стражей с апреля 2019 года. 13 января 2020 года вышел на свободу — на две недели позже положенного.
Спортсмен, директор физкультурно-оздоровительного комплекса, бывший депутат сельсовета от «Единой России». Признал вину, дело рассматривалось в особом порядке. 13 января 2020 года вышел на свободу.
Фитнес-тренер, двое детей. Обвинялся в том, что ударил сотрудника Росгвардии. Находился под домашним арестом с апреля по 12 декабря 2019 года. Дело рассматривалось в особом порядке, наказание считается отбытым.
Фермер. Был обвинен в том, что попал камнем в голову росгвардейцу. Признал вину, дело рассматривалось в особом порядке. Находился под стражей с мая 2019 года. В СИЗО объявлял голодовку против условий содержания и требования сбрить бороду. Освободился 21 февраля 2020 года.
Фермер, бывший сотрудник МЧС. По версии обвинения, придавил сотрудника Росгвардии металлическим заграждением и вырвал у него из рук дубинку. Дело рассматривалось в особом порядке. Находился под стражей с апреля 2019 года. В феврале 2020 года вышел на свободу.
Четверо детей, юрист по образованию, в армии служил в разведке. Участник боевых действий, имеет инвалидность. Во время обыска отец Оздоева лишился зрения из-за гипертонического криза. По версии обвинения, Оздоев ударил по щиту одного росгвардейца, ударил ногой другого и еще одного придавил металлическим заграждением. Под стражей с июня 2019 года. 6 февраля 2020 года вышел на свободу.
По версии обвинения, кинул камень в сотрудника Росгвардии, вину признал. После ареста Хасана Зязикова его семья оказалась в сложном положении: жена родила второго сына и ушла в декрет, двое братьев арестованного незадолго до этого умерли. Находился под стражей с июля 2019 года. 7 февраля 2020 года вышел на свободу.
Был под стражей с апреля 2019 года, с 26 мая 2019 года находился под подпиской о невыезде.
Был под стражей с апреля 2019 года, с 26 мая 2019 года находился под подпиской о невыезде. В марте 2020 года дело прекратили.
В подстрекательстве к применению насилия в отношении представителей власти, не опасного для жизни и здоровья, обвиняют одного фигуранта.
Племянник муфтия Ингушетии. Сначала обвинялся в применении насилия к представителям власти. Под стражей с апреля 2019 года.
Александр Литой