В Железноводском горсуде Ставропольского края начался процесс над ещё одним участником мартовских протестов в Ингушетии Зубейром Хамхоевым. Его обвиняют по ч.1 ст.318 УК РФ (применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, в отношении представителей власти). Хамхоев настаивает на своей невиновности и утверждает, что 27 марта искал своего брата Бейали на площади, где проходил митинг, и ни к кому не применял насилия. Брат Зубейра, допрошенный в суде в качестве свидетеля обвинения, подтвердил его показания.
Хамхоева обвиняют в том, что он причинил физическую боль двум росгвардейцам. Один из них якобы почувствовал боль, когда Хамхоев якобы вырвал из его рук щит, а второй — когда подсудимый якобы швырнул в него «металлический фрагмент поломанного ограждения».
- Подсудимый категорически не согласился с обвинительным заключением, которое огласили в начале процесса. Он пояснил, что не применял насилия в отношении силовиков, не пытался ни у кого отобрать щит. Хамхоев добавил, что не испытывал и не испытывает чувство ненависти и вражды к главе Ингушетии и другим представителям власти, что не получал и не слышал никаких указаний от организаторов митинга, никто на него не оказывал влияния.
- Он сообщил суду, что участвовал в санкционированном митинге 26 марта 2019 года, ушёл с мероприятия в 18:00, никого из выступающих лично не знал. На следующий день вернулся на площадь в 7:30 по просьбе своего отца — тот попросил разыскать старшего брата Зубейраа. На площади Зубейр увидел скопление людей и сразу начал поиски Бейали среди них. Люди были возбуждены, и Хамхоев пытался их успокоить.
- Выступая в суде, Хамхоев отметил, что прекрасно осознавал последствия применения насилия в отношении представителей власти и никогда не позволил бы себе такое. По словам Хамхоева, он даже близко не подходил к силовикам. Потерпевший росгвардеец мог его с кем-то перепутать — большинство присутствующих на площади были одеты в схожую одежду.
- Хамхоев признал, что действительно взял с земли какой-то металлический предмет и отбросил его в сторону — но только ради того, чтобы он не мешался под ногами. Хамхоев отметил, что отброшенный предмет никого не задел.
- Вскоре он нашёл брата, они ушли с митинга, так как планировали поехать на похороны родственника.
- Адвокат Хамхоева Мухтар Мишаев отметил, что ни в одном из показаний, данных в разное время, один из якобы пострадавших бойцов Росгвардии (их имена засекречены) не упоминает о получении им «удара металлическим предметом в область правого бока» — как это указано в обвинительном заключении. Так, в протоколе допроса потерпевшего от 28 марта он говорит, что получил ушиб головы. Это подтверждается медицинскими документами. На дополнительном допросе 29 апреля «ударов» становится больше (от одного мужчины получил удар ногой в корпус, от другого — стулом в корпус и по спине). При этом нет заявления о получении удара в правый бок. На представленной 29 апреля пострадавшему видеозаписи он опознает тех, кто применил к нему насилие и описывает их одежду. Она не совпадает с той, что была на Хамхоеве — удлиненная куртка с камуфлированной расцветкой и нашивкой «Полиция». Имеются фотографии с площади, где запечатлен Хамхоев именно в этой одежде.
- На суде также были допрошены братья Зубейра — Магомед и Бейали Хамхоевы. Бейали — бывший сотрудник отдела внутренних дел Ингушетии. Во время описываемых событий он находился в отпуске, однако затем его уволили с работы за «присутствие на месте проведения митинга». Бейали рассказал, что приехал туда утром 27 марта за своим двоюродным братом по просьбе тети. Он подтвердил показания Зубейра, что тот приехал на площадь за ним и они уехали. Сам он не видел никаких беспорядков.
Следующее заседание состоится 13 января в 14:00.
Напомним, Хамхоева задержали в Ингушетии ещё 20 апреля. Он находился в статусе подозреваемого по делу о применении насилия к сотрудникам правоохранительных органов (ч.2 ст. 318 УК). 12 октября обвинение было переквалифицировано с ч.2 на ч.1 ст.318 УК РФ (применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, в отношении представителей власти). 19 декабря Железноводский городской суд продлил арест Хамхоева на три месяца, до 13 марта. В настоящее время он находится в СИЗО города Пятигорск Ставропольского края.