Постановление вынесено по пяти жалобам
8 октября Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес объединённое постановление «Накани и другие против России».
Жалобы касаются исчезновения пяти человек — Ибрагима Газдиева, Хамзата Дзейтова, Георгия Накани, Саида Сигаури и Магомеда Рашидова — в разных республиках Северного Кавказа после задержания силовиками в 2007–2011 годах. Возбуждённые по случаям похищений уголовные дела приостановлены «в связи с невозможностью найти лиц, подлежащих обвинению».
ЕСПЧ признал российские власти ответственными за похищение и вероятную гибель родственников заявителей и за непроведение эффективного расследования этих преступлений.
ЕСПЧ установил нарушения статей 2 (право на жизнь) и 5 (право на свободу и личную неприкосновенность) Конвенции о защите прав человека и основных свобод в отношении всех заявителей. В отношении Накани, Газдиева и Сигаури признано также нарушение статьи 3 (запрет пыток и жестокого обращения) в связи с моральными страданиями родственников и реакцией на них властей. В отношении Сигаури признано нарушение статьи 13 (право на эффективные средства правовой защиты) в сочетании со статьёй 3.
За каждого похищенного ЕСПЧ присудил родственникам компенсацию морального вреда в размере 80 тысяч евро. Некоторым заявителям также присуждена компенсация материального вреда и судебных расходов и издержек.
Всего присуждено 432 500 евро.
Правозащитный центр «Мемориал» совместно с Европейским центром защиты прав человека (EHRAC, Лондон) представлял интересы родственников по четырём жалобам — по делам Газдиева, Дзейтова, Накани и Сигаури. По делам работали юристы Марина Агальцова, Татьяна Глушкова, Докка Ицлаев, Кирилл Коротеев, Анастасия Ражикова и Фуркат Тишаев.
На национальном уровне дела вели юристы Иса Гандаров, Докка Ицлаев и другие.
Ибрагим Газдиев, 1978 г. р., был похищен 8 августа 2007 года в городе Карабулак (Ингушетия).
В час дня сосед Ибрагима видел, как он разговаривает с пятерыми вооружёнными силовиками в масках и камуфляжной форме. Машина Газдиева была припаркована рядом с белым микроавтобусом силовиков.
Сосед проехал чуть дальше и сообщил родным Газдиева по телефону о том, что увидел. Когда он затем вернулся к тому месту, где стояли Ибрагим и силовики, там никого не было. Телефон Газдиева не отвечал. С тех пор его никто не видел.
На следующий день отец Ибрагима Мухмед Газдиев сообщил о случившемся депутату парламента Ингушетии Баматгирею Манкиеву. Депутат узнал в прокуратуре, что машину Ибрагима остановили для обычной проверки, в ходе которой силовики поняли, что в ней сидит боевик. Пассажира застрелили на месте, а Ибрагима забрали для проверки личности.
10 августа прокуратура возбудила уголовное дело о похищении Газдиева.
И хотя на следующий день президент Ингушетии Мурат Зязиков, с которым Мухмеду удалось встретиться, сообщил, что Ибрагим был задержан правоохранительными органами и не исчезнет, его местонахождение не известно до сих пор.
Расследование дела приостанавливалось «в связи с невозможностью найти лиц, подлежащих обвинению», и возобновлялось много раз и не привело к результатам.
18-летний Хамзат Дзейтов был похищен 7 июля 2009 года в станице Ассиновская (Чечня).
Около 14:30 он вышел из дома, чтобы встретиться с матерью Тамарой Дзейтовой возле её работы. Однако на место встречи Хамзат так и не пришёл, а его телефон оказался выключен.
Отец Хамзата видел в тот день припаркованную возле их дома полицейскую машину, в которой сидели четверо силовиков.
Вечером того же дня сотрудник Сунженского РОВД сообщил Тамаре, что Хамзата задержали и доставили к ним, и дал ей номер телефона сотрудника, занимавшегося делом Дзейтова.
На следующей день Тамара позвонила ему — он ответил, что не владеет информацией по этому делу. Дзейтова подала жалобу на похищение сына в Сунженский РОВД, а 9 июля — в Следственный Комитет.
23 июля начальник отдела уголовного розыска Сунженского РОВД сообщил Тамаре, что Хамзат был задержан из-за того, что муж его сестры находился в розыске за связь с боевиками.
15 декабря Дзейтову признали потерпевшей по делу о похищении сына. Тем не менее, в апреле 2010 года следователь обещал ей, что сына освободят, если она расскажет, где находится её дочь — сестра Хамзата.
14 февраля 2010 года расследование было приостановлено «в связи с невозможностью найти лиц, подлежащих обвинению».
Георгий Накани, 1988 г. р., был похищен вечером 15 декабря 2009 года в поселке Нейтрино (Кабардино-Балкария), когда возвращался домой от двоюродной сестры.
По словам людей, видевших происходившее с балконов многоквартирного дома, трое или четверо мужчин напали на него, затолкали в серебристый ВАЗ без номерных знаков и увезли в сторону выезда из поселка. Перед этим очевидцы слышали выстрел.
Один из них опознал среди похитителей начальника уголовного розыска города Тырныауз Аслана Кауфова. Родственники Накани и очевидцы поехали в Тырныауз. В ОВД им сказали, что Накани к ним не привозили.
Родственники написали заявление о похищении, однако, по их словам, сотрудники милиции на место происшествия выезжать отказались.
Позже в ОВД появился Аслан Кауфов. Он был пьян, а на его ботинках была чья-то кровь.
Следователи выехали на место происшествия на следующий день, 16 декабря. Они нашли там следы крови той же группы, что у Георгия.
17 декабря было возбуждено уголовное дело по факту похищения Накани, но его судьба до сих пор неизвестна.
Следствие не провело даже самые основные следственные действия, необходимые для расследования похищения. Более того, в распоряжении следствия были видеозаписи, на которых были видны машины, выезжавшие из Нейтрино в ночь похищения, но они были стёрты.
В ту ночь сотрудники ДПС по просьбе родственников Накани остановили машину, похожую на ту, в которой увезли Георгия. Но находившиеся в них люди показали «спецталоны», и милиционеры их пропустили без досмотра.
Саид Сигаури, 1988 г. р., был похищен 2 марта 2011 года в Грозном.
В тот день он гостил у родственников. Во время спецоперации, проводившейся в их доме, был убит брат Саида. Самого его задержали.
На следующий день Сигаури позвонил тёте и сказал, что находится в Сунженском РОВД. В тот же день тёте пришло сообщение с телефона Саида, что он находится в посёлке Серноводск (Чечня). Позже Саид снова позвонил и спросил, отдали ли семье тело брата.
С тех пор о судьбе Сигаури ничего не известно.
9 марта его мать Айшат обратилась с жалобой на похищение сына в прокуратуру.
24 июня было возбуждено уголовное дело. Расследование установило, что, когда Сигаури звонил в последний раз, он действительно находился в Серноводске.
Расследование приостанавливалось и возобновлялось несколько раз и не привело к установлению виновных в похищении Саида.