ПЦ «Мемориал» незаконно ликвидирован. Сайт прекратил обновляться 5 апреля 2022 года
Сторонники ПЦ создали новую организацию — Центр защиты прав человека «Мемориал». Перейти на сайт.

Олег Орлов

Я, наверное, буду самым консервативным из всех здесь выступающих, вслед за моим коллегой Александром Черкасовым, и абсолютно не соглашусь с другим моим коллегой, Александром Даниэлем.Слова. Можно ли наказывать за слова? Могут ли слова вести к насилию? Вся наша работа в "горячих точках" показывает:

Я, наверное, буду самым консервативным из всех здесь выступающих, вслед за моим коллегой Александром Черкасовым, и абсолютно не соглашусь с другим моим коллегой, Александром Даниэлем.

Слова. Можно ли наказывать за слова? Могут ли слова вести к насилию? Вся наша работа в "горячих точках" показывает: могут и ведут. Слова вначале создают атмосферу, в которой в головах у людей появляется представление о том, что к такой-то группе насилие не только возможно, но и необходимо. А потом в разгоряченной, созданной уже множеством разных слов атмосфере достаточно, опять же, одного слова, призыва «бей того-то» или «они то-то сделали плохое», и начинается массовое насилие.

Тут общий совершенно консенсус, и я к нему присоединяюсь: статью 282 надо менять. Надо, на мой взгляд, безусловно, убирать «унижение достоинства человека либо группы по признакам», надо убирать «а равно принадлежность к какой-либо социальной группе», но я не соглашусь, например, с Александром Верховским или с коллегой Гефтером в том, что действия, направленные на возбуждение ненависти в отношении группы, должны быть наказуемы, только если связаны непосредственно с призывом к насилию или дискриминации какой-либо группы. Я приведу конкретный пример. Кавказ. Очень тяжелая и опасная ситуация. В Ингушетии, как говорил уже Саша <Черкасов>, убивают русских только потому, что они русские. И вот, представьте себе, выступает человек где-то в Чечне, в Ингушетии, в Дагестане, и говорит следующее: «Вы знаете, почему сюда русские едут, что они здесь делают? Они нас... дальше название своей этнической группы... убивают, они это делают постоянно, более того, когда они это делают, если их все-таки ловят, другие соплеменники отмазывают их от законного наказания!». Вот эти слова, произнесенные в Чечне, в Ингушетии или где-то еще, где, повторяю, реально убивают русских за этническую принадлежность. Являются ли эти слова общественно опасными? Безусловно. Приведут ли они к тяжелым последствиям? Безусловно, уверен, приведут.

Вот Александр Даниэль выступает о праве исходя из, так сказать, неких эмпирей, оторванных от реальности. На мой взгляд, надо оценивать право и закон исходя из контекста, в котором мы должны его применять, из реальной социальной, общественной ситуации. Так вот, подобные слова и действия, направленные на возбуждение ненависти и вражды в условиях современной России, мы не берем историю, говорим о сегодняшних событиях, являются общественно опасными. Раз общественно опасные деяния есть, закон их должен пресекать и ограждать общество от них.

Теперь та же ситуация. Эти же слова, о которых я говорил, были реально произнесены в Москве, на московском митинге, но вместо русских там говорилось о кавказцах. То же самое, та же самая опасная ситуация, когда, мы знаем, совершаются реальные преступления на почве межэтнической ненависти. Эти слова явно направлены на разжигание, человек не может не знать, что сюда кавказцы или, например, русские на Кавказ едут отнюдь не для того, чтобы убивать. Да, некоторые едут убивать, но, заметим, в этом высказывании возлагается ответственность на всю группу целиком, и возбуждается ненависть ко всей группе целиком. Более того, опять же говорится о том, зачем они едут — убивать, что они делают — убивают, это однозначное утверждение, что целая группа едет сюда и делает явно преступные деяния, именно для этого представители этой группы сюда приезжают.

Вот постановление пленума Верховного суда от 28 июня 2011 года. Там разъясняется, что надо понимать под действиями, направленными на возбуждение ненависти либо вражды. Под этим надо понимать, в частности, высказывания, обосновывающие или утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортации, совершения иных противоправных действий, в том числе насилия. На мой взгляд, та цитата, которую я привел, целиком подпадает под эти слова из постановления пленума Верховного суда. На мой взгляд, это очень правильно и четко.

Я прекрасно понимаю, что статья 282 сейчас применяется как дубина для подавления инакомыслия, как метод политических репрессий. Но, понимаете, из того, что у нас нет свободных независимых судов, не следует под эти псевдосуды подстраивать законодательство. Надо, наоборот, бороться за реально независимый суд, а не подстраивать под зависимые суда законы.

Поделиться: