ПЦ «Мемориал» незаконно ликвидирован. Сайт прекратил обновляться 5 апреля 2022 года
Сторонники ПЦ создали новую организацию — Центр защиты прав человека «Мемориал». Перейти на сайт.

Александр Черкасов

Я постараюсь очень быстро и в полном противоречии с тем, как гладко шла первая часть нашего круглого стола. Ну, разумеется, если речь идет о высказываниях, то можно ли наказывать за высказывания, за мыслепреступления, как у нас считается и как распространено в ученой среде? Разумеется, нельзя. Но

Я постараюсь <выступить> очень быстро и в полном противоречии с тем, как гладко шла первая часть нашего круглого стола. Ну, разумеется, если речь идет о высказываниях, то можно ли наказывать за высказывания, за мыслепреступления, как у нас считается и как распространено в ученой среде? Разумеется, нельзя. Но давайте рассмотрим такие два случая, связанные с мыслями и высказываниями.

Где-то у нас в интернете размещен расстрельный список «врагов русского народа», которых надлежит отстреливать, и кого-то даже уже отстрелили. Вопрос: это как, по какому составу это должно идти?

Или, тоже в интернете, на русском языке вывешивается приказ амира Магаса, в миру - Али Тазиева, о том, что русские на Кавказе суть военные колонисты и, как таковые, подлежат быть разрешенной целью, и душ 70 там, в Ингушетии, отстреляли. Не уверен, кстати, что сейчас Магасу вменяют этот его приказ.

Вот те случаи, когда слова связаны непосредственно с насильственными действиями. Вопрос: «Как это квалифицировать?» Люди науки, считающие, что все-таки высказывание не должно наказываться, говорят: «Не должно быть такого специального отдельного состава преступления. Есть подстрекательство, есть пособничество, давайте делать так». Смотрите, если у нас убийство еще не совершено, то есть список висит, а убийство еще не совершено, как нам доказывать связь между наличием именно этого списка и именно этим убийством в условиях не иерархической, а сетевой, диффузной даже структуры террористического подполья, то ли русского националистического подполья, то ли кавказского исламистского подполья? Можно, конечно, и без этого, но тяжело.

Еще лучше. Нам закон дает статью 210 - организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней). Да, но доказывается это еще тяжелей. Нужно положить очень много сил, чтобы это доказать. В случае с Магасом, я надеюсь, это докажут, в случае Имарата Кавказ, что там 210-ю применят. Но 210-ю статью у нас очень редко применяют в тех случаях, когда это даже можно применить. Понимаете, когда речь идет исключительно о таких действиях, когда это не просто высказывание, не обсуждение социально значимых проблем, которые, может, всех и напрягают, а когда это имеет целью и столь же очевидно, как крики «Бей хача!» в процессе убиения оного, вот в этих случаях можно, конечно, пытаться обходиться без специальной статьи в Уголовном кодексе, это трудно.

Я могу назвать другой пример, с которым мы работаем, с которым нам очень трудно. Есть такая штука, как пытки. Все знают про Казань и бутылку. А статьи такой в Уголовном кодексе нет. И нам говорит государство: "А зачем? У вас есть этот состав преступления, расследованный по разным статьям. Есть статья 286 - превышение должностных полномочий. Как правило, пытки «идут» именно под этим псевдонимом. Есть статья "Принуждение к даче показаний", и есть статья "Истязание". Вот, пожалуйста, комбинируйте из этого. Разрезали слона натрое - и работайте с этим". В итоге у нас нет системной борьбы с таким явлением, как пытки. Понимаете, невозможно бороться с каким-то явлением, пока оно не названо. В том-то и дело, мы спорим вокруг этого - есть ли предмет, о котором мы говорим? Если его нет, то такой статьи быть не должно. Если он существует, то должен быть назван отдельно, потому что тогда появятся такие тупые вещи, как статистика ведомственная, и вообще какая-то систематическая работа в этом направлении. Те, кто скажет, что этого нет, тогда, извините, правы те, кто сейчас сидящему в Лефортово Али Тазиеву не вменяют то, что он своим текстом способствовал убиению нескольких десятков человек некоренной национальности в Ингушетии.

Поделиться: