ПЦ «Мемориал» незаконно ликвидирован. Сайт прекратил обновляться 5 апреля 2022 года
Сторонники ПЦ создали новую организацию — Центр защиты прав человека «Мемориал». Перейти на сайт.

Удивительная история сестры-рабовладелицы

19.12.2012

Удивительная история трех сестер Истанбековых, оказывается, не закончилась на старшей Шолпан (была осуждена в России за «истязание» работниц и помилована президентом В. В/ Путиным) и младшей Жансулу (это она владеет печально известным магазином «Продукты» в Гольянове). Средняя сестра

Удивительная история трех сестер Истанбековых, оказывается, не закончилась на старшей Шолпан (была осуждена в России за «истязание» работниц и помилована президентом В. В/ Путиным) и младшей Жансулу (это она владеет печально известным магазином «Продукты» в Гольянове). Средняя сестра Жанар Истанбекова (на фото) не отстает. В ее собственности — несколько продуктовых магазинов в Москве. И она тоже приглашает на работу девушек из бедных казахских и узбекских семей.

Коллеги из казахстанской правозащитной организации ОО ПЦЖИ «Сана Сезiм» передали мне четыре заявления от рабынь, сбежавших из магазинов Жанар. После многолетних попыток добиться возбуждения уголовного дела в Казахстане одна из девушек уже устала бороться и отказалась от активных действий. По ее случаю было возбуждено уголовное дело в отношении неустановленных лиц (статья 125, часть 2 Уголовного кодекса Казахстана — похищение человека), но сейчас оно приостановлено.

Есть еще три девушки, которые сбежали, потому что условия работы в Москве были просто невыносимы. О них я и хочу рассказать.

* * *

Фатима Мусабаева и ее сестренка Алия из казахстанского города Шымкента остались сиротами в 2006 году. В мае 2007 года родственница Рашида – мужа Жанар Истанбековой — пригласила Фатиму поработать в Москву — мол, деньги на окончание колледжа скопить, квартиру купить, а то ведь сиротки живут в общежитии. 19-летняя девочка согласилась, взяла с собой сестру и приехала в Москву, в магазин «Grand-Nord продукты» на Уральской, 13а. В тот же день из ее сумочки пропали все документы. Сразу стало понятно, что все будет по-другому: спали на складе прямо в магазине, за малейший проступок хозяйка била, во время приема гостей заставляла под угрозой избиения пить алкоголь, есть просроченные продукты, о заработной плате и речи не шло. Алию хозяйка забрала в квартиру в этом же доме присматривать за своей малолетней дочерью. При проведении проверок хозяйка раздавала работникам паспорта РФ, а после сразу их забирала.

Зимой 2008 года Фатима впервые попыталась сбежать. Она кинулась в парикмахерскую рядом с магазином, сотрудница взялась отвезти ее в отделение полиции по району Гольяново. Там Фатима написала заявление и просила о помощи, но вместо помощи через некоторое время в участок приехали... Рашид и Алия. Алия сказала по-казахски, что ей угрожали и Рашид требует вернуть заявление. Пришлось вернуться в магазин. Во время одной из пьяных вечеринок хозяев Фатима забеременела от одного из работников, и в ноябре 2009 года прямо на складе магазина родила сына Рината. После родов хозяйка отвезла ее в роддом, а после выписки забрала все документы на ребенка. В конце февраля 2010 года Жанар сообщила, что отправляет Рината в Казахстан. Сопротивляться было бесполезно.

В июне, когда у хозяев были гости и все были пьяны, Фатима взяла из кассы 4 700 рублей и сбежала, остановила машину, в которой оказались приезжие из Кыргызстана. Они помогли найти проводницу поезда, следующего в Казахстан, и та спрятала Фатиму на багажной полке за вещами, когда пересекали границу.

Сразу же по приезде Фатима написала заявление в РОВД: она хотела вернуть сестру и сына. Через несколько дней дочь Жанар Азиза привезла Рината (ему было семь месяцев, он был очень слаб для своего возраста: не держал головку, был истощен), сказав, что за документами нужно спуститься в их машину. Фатима побоялась это делать. Сестру Алию она разыскивает до сих пор.

3 июля 2010 года районным УВД Шымкента было возбуждено уголовное дело по статье «похищение человека». В рамках уголовного дела было отправлено множество международных поручений в Россию, которые закончились одним — материалы были переданы в ОВД Гольяново, которое в сентябре 2010 года вынесло отказ в возбуждении уголовного дела. Преображенская прокуратура его отменила и направила в Следственный отдел по Преображенскому району для проведения проверки, о результатах которой так и не сообщили, ни правозащитной организации ОО ПЦЖИ «Сана Сезiм», ни Фатиме, ни следственным органам Казахстана. Уголовное дело в республике по-прежнему приостановлено.

* * *

Судьбы еще двух девушек, которые хотят продолжать бороться за то, чтобы Жанар Истанбекову наказали по заслугам, не менее трагичны. Сбежавшие от Жанар рабыни знают, что Истанбековы в Шымкенте всемогущи, поэтому просят заменять свои имена псевдонимами.

Аида выросла в Шымкенте в многодетной семье, ее родители инвалиды. Работу в Москве ей предложил ее собственный двоюродный брат Галымжан, который уже трудился кассиром в магазине Жанар Истанбековой на Щелковском шоссе, 85. Азиза — дочка Жанар — договорилась с проводниками и те отправили Аиду на поезде до Москвы без билета. Дальше все было по накатанной схеме: встреча на вокзале, изъятие паспорта. Из-за плохого русского Аиду определили работать на склад, где она разгружала тяжелый товар. Когда она впервые сказала, что хочет домой, Жанар припугнула полицией и побила для профилактики.

После многократных побоев за один только месяц у Аиды начались боли в печени, стала отекать нога, и она сбежала. Встретила рабочую из Кыргызстана, которая спрятала ее в подвале, накормила, помогла дозвониться сестре в Шымкент, которая сразу вылетела в Москву. Сестра сказала, что надо сходить в посольство за документами, а в посольстве сказали, что нужно обратиться... в полицию по району Гольяново.

В ОВД сразу же приехал Галымжан и Азиза, которые стали по- казахски кричать на Аиду, объясняя ей, что зря обратилась в полицию. Аиде стало плохо, ее увезли на скорой и срочно прооперировали. Через месяц, проведенный в больнице, Международная организации по миграции помогла Аиде добраться до дома, где она обратилась к правозащитникам. В «Сана Сезiм» помогли составить заявление, на которое в октябре 2009 года был вынесен отказ в возбуждении уголовного дела со ссылкой на отказ, полученный из правоохранительных органов России. Из-за давления родственников Аида отказалась обжаловать данный отказ, но сейчас, на волне интереса к рабыням из Гольянова, готова давать свидетельские показания.

* * *

Соня приехала в Москву в ноябре 2010 года. Ее позвала работать та же Азиза — дочка Жанар. За десятимесячным сыном Сони Нурсултаном обещала присмотреть сама. В Москве Соня очутилась еще в одном магазине семьи Истанбековых. Его адрес: ул. Уральская, 13а. Хозяевами там были те же Жанар и Рашид. Жила Соня на складе в магазине, ела испорченные продукты, документов своих и зарплаты в глаза не видела. Однажды Соню обвинили в краже денег из кассы, пытали электрошокером, чтобы призналась. Признаваться Соне было не в чем, поэтому ей обрили голову, посадили в холодильник, позже заставили рабочего ее изнасиловать. В октябре 2011 года из-за участившихся проверок в магазине хозяева решили отправить Соню домой, предварительно взяв расписку, что она пребывала в России добровольно. Хуже всего для Сони оказалось то, что Азизе удалось убедить родителей Сони, что она занималась в Москве проституцией. Те выгнали дочь из дома, она бродяжничала, пока не попала в приемник для административно задержанных, откуда ее направили в «Сана Сезiм». Юристы помогли Соне написать заявление в правоохранительные органы, где попросили объединить ее дело с делом Фатимы Мусабаевой: ведь работали они в одном и том же магазине. Однако в ответ получили лишь короткий отказ в возбуждении уголовного дела.

* * *

Какие выводы можно сделать? Все три сестры — Шолпан, Жанар и Жансулу Истанбековы — привыкли к безнаказанности, которая продолжается по сегодняшний день. Сейчас адвокаты бьются над возбуждением уголовного дела по использованию рабского труда в магазине «Продукты» на Новосибирской, 11, но им противостоит целая система, которая почему-то встала на защиту этой семьи с криминальным прошлым, а не на защиту девушек.

Нам приходят отказы в возбуждении уголовных дел, в которых говорится одно — могли убежать, ведь работали в многолюдном месте, выезжали в медицинские учреждения, поэтому статьи «незаконное лишние свободы» здесь не может быть. Интересно, а почему вообще правоохранительные органы возбудили дело именно по этому статье, по которой логичнее всего осуждать те, кто брал в заложники ради выкупа, например? Уж не для того ли, чтобы потом заявлять, что они не были лишены свободы, и не заниматься настоящим расследованием?

Мы говорим о статье «Использование рабского труда с применением шантажа, насилия или с угрозой его применения, а также изъятием документов». Для меня до сих пор загадка, почему мы встречаем такое сопротивление правоохранительных органов.

Источник: Грани.ру. 2012.

Анастасия Денисова — координатор проекта «Защита прав трудовых мигрантов» Комитета «Гражданское содействие»

Поделиться: